Вопрос: В какие сроки ИП — плательщик страховых взносов, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должен представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в территориальный орган ФСС РФ?
Ответ: Индивидуальный предприниматель — плательщик страховых взносов, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должен представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации:
— до 01.01.2015 — не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
— с 01.01.2015, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых им производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом; если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых им производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 01.12.2014 N 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», далее — Закон N 406-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минтруда России от 19.03.2013 N 107н утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС).
Учитывая изложенное, по смыслу Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 406-ФЗ) индивидуальный предприниматель — плательщик страховых взносов, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должен представить расчет по форме-4 ФСС в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Законом N 406-ФЗ в ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ внесены изменения.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ (в ред. Закона N 406-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего учета на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу ст. 6 Закона N 406-ФЗ данные изменения вступают в силу с 01.01.2015.
При этом с 01.01.2015 действует новая редакция ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ (учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»), согласно которой плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в ч. 9 данной статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в ч. 9 данной статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями данной части. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждение приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Учитывая изложенное, с 01.01.2015 изменяются сроки представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации:
— для индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых ими производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, расчет на бумажном носителе подается не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
— для индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых ими производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, расчет в форме электронного документа подается не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Н.Н.Матюнина
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
28.06.2015

