Вопрос: В ходе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Является ли правомерным решение налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, в случае если в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля указан осмотр помещений налогоплательщика?
Ответ: Если в ходе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля в виде осмотра помещений налогоплательщика, то данное решение является неправомерным, так как положениями Налогового кодекса РФ осмотр помещений не отнесен к дополнительным мероприятиям налогового контроля.
Обоснование: Пунктом 1 ст. 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Пунктом 1 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Таким образом, осмотр помещений налогоплательщика является одной из форм налогового контроля.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При этом п. 6 ст. 101 НК РФ установлено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Следует особо отметить, что осмотр помещений налогоплательщика не предусмотрен ст. 101 НК РФ в качестве одного из дополнительных мероприятий налогового контроля.
Как указал Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 21.04.2008 N 17АП-1755/2008-АК, п. 6 ст. 101 НК РФ определен перечень дополнительных мероприятий налогового контроля, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В указанном перечне осмотр помещений в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля не поименован.
Поскольку законом не предусмотрено его проведение в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, оспариваемое решение налогового органа в данной части противоречит действующему законодательству, нарушает права налогоплательщика, возлагая на него обязанность, законом не предусмотренную, в связи с чем в указанной части его следует признать недействительным.
Следовательно, решение налогового органа о проведении осмотра в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля является незаконным.
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
02.07.2015