Вопрос: Правомерно ли вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, если к постановлению налогового органа о взыскании задолженности по налоговым платежам за счет имущества налогоплательщика не приложены документы, содержащие отметки банка об отсутствии на счетах налогоплательщика достаточных денежных средств?
Ответ: Преимущественно арбитражные суды придерживаются мнения, что направление судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании задолженности по налоговым платежам за счет имущества налогоплательщика без приложения документов, содержащих информацию об отсутствии достаточных денежных средств на счетах должника (налогоплательщика) в банках, не является безусловным основанием для признания данного документа не подлежащим исполнению и отказа в возбуждении исполнительного производства. Однако не исключена иная позиция судей по данному вопросу.
Обоснование: В силу пп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в случаях и в порядке, установленных НК РФ.
Абзацем 2 п. 1 ст. 47 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона N 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Частью 6.1 ст. 21 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в ч. 6 ст. 21 Федерального закона N 229-ФЗ, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Из буквального прочтения данных норм права следует, что к постановлению о взыскании налога на счет имущества налогоплательщика должны быть приложены документы, содержащие отметки банков о частичном или полном неисполнении требований инспекций.
Согласно п. 2.5 Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, утвержденных Приказом Минюста России и МНС России от 13.11.2003 N 289/БГ-3-29/619, п. 2.2 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденного Приказом МНС России N ВГ-3-10/265, Минюста России N 215 от 25.07.2000, вместе с постановлением налоговый орган в обязательном порядке направляет в службу судебных приставов перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых налоговыми органами для обеспечения решения о взыскании налога или сбора в соответствии со ст. 76 НК РФ; извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку, с отметкой банка: «Не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N».
Необходимость приложения к актам (исполнительным документам) органов, исполняющих контрольные функции, документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном исполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, предусмотрено в связи с тем, что у налогового органа есть право на самостоятельное взыскание той или иной задолженности налогоплательщика при выставлении инкассовых поручений на все расчетные счета, имеющиеся у ответчика в банках или иных кредитных учреждениях, которое отсутствует у других взыскателей. И только при отсутствии на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, налоговый орган принимает решение о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.06.2009 N 1032-О-О обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке (п. 7 ст. 46 НК РФ), оно осуществляется в установленной НК РФ последовательности.
При этом следует отметить, что ст. 47 НК РФ предусматривает возможность принятия решения о взыскании налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика и соответствующего постановления, являющегося исполнительным документом, как при неисполнении инкассовых поручений, так и при отсутствии у инспекции информации о счетах должника.
Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства приведен в ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 229-ФЗ. Данная норма не предусматривает такого основания, как отсутствие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Кроме того, отсутствие сведений о недостаточности денежных средств, в силу ст. 40 Федерального закона N 229-ФЗ, не является основанием судебному приставу для немедленного самостоятельного приостановления возбужденного исполнительного производства.
Арбитражная практика преимущественно исходит из того, что направление налоговым органом судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании задолженности по налоговым платежам за счет имущества налогоплательщика без приложения документов, подтверждающих отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, не является безусловным основанием для признания данного документа не подлежащим исполнению и отказа в возбуждении исполнительного производства.
Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлениях от 10.06.2011 N Ф03-2026/2011, от 31.05.2011 N Ф03-2025/2011 признал незаконным отказ в возбуждении исполнительного производства по постановлению налогового органа о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет имущества налогоплательщика, мотивированный тем, что в нарушение требований, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 229-ФЗ, к данному постановлению не приложены документы, содержащие отметку банка налогоплательщика об отсутствии денежных средств на счете должника. Суд исходил из того, что судебный пристав-исполнитель должен проверить спорное постановление налогового органа на соответствие ст. 13 Федерального закона N 229-ФЗ. Предъявление судебным приставом-исполнителем к данным постановлениям иных требований является незаконным.
В Постановлениях ФАС Уральского округа от 19.08.2009 N Ф09-5970/09-С2 по делу N А60-8169/2009-С5 (Определением ВАС РФ от 23.12.2009 N ВАС-16353/09 отказано в пересмотре дела в порядке надзора), от 19.08.2009 N Ф09-5971/09-С2 по делу N А60-4154/2009-С5 (Определением ВАС РФ от 23.12.2009 N ВАС-16350/09 отказано в пересмотре дела в порядке надзора), от 19.08.2009 N Ф09-5952/09-С2 по делу N А60-4199/2009-С5 (Определением ВАС РФ от 23.12.2009 N ВАС-16331/09 отказано в пересмотре дела в порядке надзора), признавая законными оспариваемое постановление и действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства, судьи исходили из того, что постановление инспекции о взыскании налоговых платежей за счет имущества налогоплательщика соответствовало требованиям, предъявляемым к исполнительным документам ст. 13 Федерального закона N 229-ФЗ, а также требованиям, предусмотренным ст. 47 НК РФ. При этом ст. 31 Федерального закона N 229-ФЗ, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, не предусмотрено такое основание для отказа, как неприложение к постановлению о взыскании налоговых платежей за счет имущества должника, принимаемому инспекцией на основании ст. 47 НК РФ, документов, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 229-ФЗ.
Однако следует иметь в виду, что арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Встречается мнение, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств могут считаться исполнительными документами в том случае, если к ним приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований данного органа в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Неприложение к названным актам документов, содержащих указанную информацию, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 229-ФЗ (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 по делу N А45-4418/2011, ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2008 N А56-8550/2008).
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 18.05.2009 N А17-6168/2008 отметил, что информация банка о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств является неотъемлемой частью соответствующего исполнительного документа (постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества налогоплательщика). Несмотря на то что в Постановлении рассматривались нормы Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», данный вывод может быть применен к аналогичным нормам действующего Федерального закона N 229-ФЗ.
М.И.Дедусова
Консалтинговая группа «ТаксАртГрупп»
06.07.2015