Вопрос: Во время работы работник упал в обморок (при этом был трезв). Приехавшая скорая помощь увезла его в больницу, но оттуда он самовольно ушел и к другому врачу не обращался (листка нетрудоспособности не будет). Как поступить работодателю? Что проставить в табеле учета рабочего времени?
Ответ: Если во время работы работник упал в обморок (при этом был трезв) и скорая помощь увезла его в больницу, откуда он самовольно ушел и к другому врачу не обращался (листка нетрудоспособности не будет), период отсутствия работника, пока он не представит работодателю листок нетрудоспособности или справку из медицинского учреждения, следует обозначать в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «НН» либо цифровым «30».
Обоснование: В силу ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Обозначения, используемые при оформлении табеля учета рабочего времени, предусмотрены унифицированной формой N Т-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Согласно унифицированной форме N Т-12 временная нетрудоспособность в зависимости от того, назначается пособие или нет, обозначается буквенным кодом «Б» (или цифровым «19») либо буквенным кодом «Т» (или цифровым «20»), а время отсутствия по невыясненным причинам (до их выяснения) — буквенным кодом «НН» (или цифровым «30»). Поскольку работник не представил работодателю листок временной нетрудоспособности или справку из медицинского учреждения, у работодателя отсутствует документ, на основании которого он может указать в табеле период отсутствия работника как временную нетрудоспособность. Таким образом, указанный период следует отметить в табеле учета рабочего времени как отсутствие по невыясненным причинам — буквенным кодом «НН» либо цифровым «30».
При этом следует обратить внимание, что с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
Ю.Н.Сухова
Государственная инспекция труда в г. Москве
06.07.2015