Вопрос: Российская организация планирует закупить в Китае самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья в карьерах для перевозки тяжеловесных грузов, не предназначенные для использования на дорогах общего пользования. Полная масса самосвала — 42 тонны, автомобиль имеет четыре оси, масса, приходящаяся на каждую ось, превышает 10 тонн. Ранее организация ввозила аналогичные самосвалы и получала на них паспорт самоходной машины. Необходимо ли будет при ввозе указанных автомобилей в Россию уплачивать утилизационный сбор?
Ответ: В связи с тем что самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья в карьерах для перевозки тяжеловесных грузов, не предназначенные для использования на дорогах общего пользования, не являются колесными транспортными средствами, а являются самоходными машинами, а также в связи с тем, что самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой менее 50 тонн, не включены в разд. V Перечня видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Перечень), данные самосвалы не являются объектом уплаты утилизационного сбора. Соответственно, отсутствует необходимость уплачивать утилизационный сбор при ввозе указанных самосвалов в Россию.
Обоснование: В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в п. 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно примечанию 2 к Перечню категории колесных транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (далее — Постановление). Вместе с тем указанное Постановление утратило силу с 20.02.2015, в связи с чем применению подлежит Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877) (далее — Технический регламент), вступивший в силу 01.01.2015.
Таким образом, категории колесных транспортных средств определяются в соответствии с Приложением N 1 к Техническому регламенту.
В соответствии с Приложением N 1 к Техническому регламенту к категории N относятся транспортные средства, используемые для перевозки грузов, — автомобили грузовые и их шасси.
В разд. II Перечня включены транспортные средства категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий.
Пунктом 13 разд. II Перечня в отношении новых автосамосвалов, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, равный 2,9. Согласно сноске 6 к разд. II Перечня базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150 000 руб.
В соответствии с п. 2 Технического регламента к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее — транспортные средства), а также шасси, компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Согласно пп. 7 п. 3 Технического регламента действие Технического регламента не распространяется на внедорожные большегрузные транспортные средства.
Пунктом 6 Технического регламента определено, что термин «внедорожные большегрузные транспортные средства» означает механические транспортные средства, по конструкции и назначению специально предназначенные для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов преимущественно вне автомобильных дорог общего пользования, у которых один из параметров превышает допустимые нормы, установленные законодательством для проезда по автомобильным дорогам общего пользования, а масса, приходящаяся хотя бы на одну ось, превышает 10 тонн.
Разделами I — IV Перечня определены как виды, так и категории колесных транспортных средств, но разд. V Перечня определен только вид колесного транспортного средства. Разделом V Перечня определено, что в отношении самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, подлежит уплате утилизационный сбор. При этом разд. V Перечня содержит только три позиции: самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн; полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн; полной массой свыше 350 тонн.
Согласно п. 7 Технического регламента транспортные средства допускаются к обращению на рынке при их соответствии Техническому регламенту. Пунктом 8 Технического регламента установлено, что для транспортных средств документом, удостоверяющим соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, является одобрение типа транспортного средства.
Минпромторг России в Письме от 27.03.2014 N 20-828 (направлено Письмом ФНС России от 31.03.2014 N ГД-4-3/5751@) дает следующие разъяснения касательно уплаты утилизационного сбора (п. 7): «Транспортные средства (комбайны, самоходные машины и ряд спецтехники на базе тракторов), на которые не выдается одобрение типа транспортного средства (ОТТС), не предназначены для использования на дорогах общего пользования.
На основании вышеуказанного транспортное средство, не относящееся к колесным транспортным средствам (не имеющее ОТТС) и, соответственно, не предназначенное для использования на дорогах общего пользования, не является объектом уплаты утилизационного сбора».
Тем не менее считаем, что к данному выводу необходимо добавить: за исключением самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья полной массой свыше 50 тонн, так как данный вид транспортного средства прямо указан в разд. V Перечня.
Таким образом, необходимость уплаты утилизационного сбора зависит от вида транспортного средства:
— в отношении колесного транспортного средства (предназначенного для движения по дорогам общего пользования, категории N3, в том числе повышенной проходимости G), нового автосамосвала полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, равный 2,9, базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора 150 000 руб.;
— автосамосвал, не являющийся колесным транспортным средством, не предназначенный для использования на дорогах общего пользования, являющийся внедорожным большегрузным транспортным средством, полной массой до 50 тонн, не является объектом уплаты утилизационного сбора.
Таким образом, в данном случае, в связи с тем что самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья в карьерах для перевозки тяжеловесных грузов, не предназначенные для использования на дорогах общего пользования, не являются колесными транспортными средствами, а являются самоходными машинами, а также в связи с тем, что самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой менее 50 тонн, не включены в разд. V Перечня, данные самосвалы не являются объектом уплаты утилизационного сбора. Соответственно, отсутствует необходимость уплачивать утилизационный сбор при ввозе указанных самосвалов в Россию.
Н.В.Аркан
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
06.07.2015