Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Является ли нарушением исключительных прав правообладателя товарного знака упоминание на собственном сайте сторонней организацией словосочетаний, схожих с товарным знаком, употребляемых в статьях в описательных целях?
25.10.2020

Является ли нарушением исключительных прав правообладателя товарного знака упоминание на собственном сайте сторонней организацией словосочетаний, схожих с товарным знаком, употребляемых в статьях в описательных целях?

Вопрос: Является ли нарушением исключительных прав правообладателя товарного знака упоминание на собственном сайте сторонней организацией словосочетаний, схожих с товарным знаком, употребляемых в статьях в описательных целях?
 
Ответ: Не является нарушением исключительных прав правообладателя товарного знака упоминание на собственном сайте сторонней организацией словосочетаний, схожих с товарным знаком, употребляемых в статьях в описательных целях.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии с ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исходя из п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Согласно п. 3 указанной статьи никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
При этом по смыслу указанной п. 2 ст. 1484 ГК РФ словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.12.2009 N 10852/09.
Аналогичный вывод также содержится в Определении ВАС РФ от 17.06.2014 N ВАС-7434/14 по делу N А32-7400/2013, Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 23.05.2014 N С01-317/2014 по делу N А60-32787/2013: не является использованием товарного знака упоминание слова, хотя и зарегистрированного в качестве товарного знака, но употребляемого в статьях в описательных целях.
Таким образом, приходим к выводу, что рассматриваемый случай не является нарушением исключительных прав.
 
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
08.07.2015