Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация обжаловала в арбитражный суд решение о взыскании недоимки и пеней по налогу на имущество организаций. Приостанавливается ли начисление пеней до окончания рассмотрения дела?
20.10.2020

Организация обжаловала в арбитражный суд решение о взыскании недоимки и пеней по налогу на имущество организаций. Приостанавливается ли начисление пеней до окончания рассмотрения дела?

Вопрос: Организация обжаловала в арбитражный суд решение налоговой инспекции о взыскании недоимки и пеней по налогу на имущество организаций.
Приостанавливается ли начисление пеней до окончания рассмотрения дела в суде?
 
Ответ: Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган и (или) заявления в суд не приостанавливает начисления пеней. Принятие обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ) также не прекращает их начисления. Соответственно, если суд откажет в удовлетворении заявления о признании решения налоговой инспекции недействительным, размер подлежащих уплате пеней рассчитывается с момента возникновения недоимки и до дня фактического погашения задолженности.
 
Обоснование: На основании п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик:
— не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика, или
— не мог погасить в силу того, что по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке,
— не мог погасить в силу наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.
В указанных выше случаях пени не начисляются за весь период действия перечисленных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Как следует из абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ, указанный в нем перечень является закрытым, в связи с чем можно сделать вывод, что пени продолжают начисляться в том числе в периоды обжалования решений налоговой инспекции как в досудебном, так и в судебном порядке.
Указанный вывод подтверждается обширной судебной практикой.
Так, применительно к досудебному порядку обжалования решений налоговых органов ВАС РФ указал, что несвоевременность принятия решения вышестоящим налоговым органом не влияет на начисление пеней и не нарушает имущественных прав налогоплательщика, поскольку у него имеется обязанность по уплате доначисленных сумм налогов. При этом ВАС РФ сделал вывод, что согласно п. 1 ст. 72, п. п. 1, 3, 5 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 13065/10). Указанная позиция ВАС РФ была заимствована нижестоящими судами (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.02.2011 N А27-8986/2010).
В настоящий момент действуют также более свежие разъяснения ВАС РФ. Так, из п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Необходимо отметить, что начисление пеней не приостанавливается даже при судебном оспаривании решений налоговых органов. Указанный вывод следует, в частности, из судебной практики по вопросу приостановления начисления пеней при удовлетворении судами заявлений о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).
Так, в практике судов прямо указывается, что при вынесении определения о принятии обеспечительных мер не приостанавливается начисление пеней в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ (Постановления ФАС Московского округа от 03.03.2011 N КА-А40/1010-11, от 22.03.2011 N КА-А40/1410-11-Б, от 22.03.2011 N КА-А40/1410-11, от 03.03.2011 N КА-А40/1010-11 по делу N А40-107470/10-114-586, от 05.10.2010 N КА-А40/10182-10 по делу N А40-32127/10-35-200, от 21.06.2010 N КА-А40/6290-10, от 21.08.2009 N КА-А40/8140-09). Как видим, даже принятие обеспечительной меры в виде приостановления исполнения решения налогового органа не влечет прекращения начисления пеней.
Таким образом, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган и (или) заявления в суд не только не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия инспекции, но и не прекращает начисления пеней.
Максимум, чего может добиться налогоплательщик, — это, подав ходатайство о принятии обеспечительных мер, приостановить исполнение решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Однако, как указывал ВАС РФ, под приостановлением действия ненормативного правового акта понимается не признание оспариваемого решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным решением (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
 
С.А.Дергачев
Юридическая компания «Taxadvisor»
13.03.2014