Вопрос: При проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2015 г. налоговые органы потребовали пояснений по суммам, указанным в строке 130 разд. 3 декларации. Они ссылаются на то, что при проверке движения денежных средств по расчетному счету в банке выявлены суммы, уплаченные поставщикам в качестве предоплаты, НДС к вычету по которым не был отражен в декларации. Законны ли требования налоговых органов по представлению пояснений, если НДС по декларации начислен к уплате? Существуют ли специальные требования к заполнению платежных поручений на оплату поставщикам авансовых платежей?
Ответ: По нашему мнению, требования налоговых органов по представлению пояснений к декларации по налогу на добавленную стоимость при выявлении сумм авансов, перечисленных поставщикам, НДС к вычету с которых не отражен в декларации, законны. Специальных требований по заполнению платежных поручений на оплату авансовых платежей нет, но правила делового оборота требуют корректного указания назначения платежа для правильного определения сумм НДС, уплаченных поставщику покупателем в виде авансов.
Обоснование: Сумма НДС, принятого к вычету с перечисленного продавцу аванса, отражается в налоговой декларации по НДС за соответствующий период (форма по КНД 1151001 утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Сумма вычета отражается покупателем в строке 130 разд. 3 декларации (п. 38.9 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России N ММВ-7-3/558@).
Письмо Минфина России от 12.04.2013 N 07-01-06/12203 сообщает, что в соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) в случае получения налогоплательщиком сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 Кодекса.
Согласно п. 12 ст. 171 Кодекса у налогоплательщика налога на добавленную стоимость, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении такой оплаты (частичной оплаты), принимаются к вычету. При этом п. 9 ст. 172 Кодекса установлено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), и документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, а также при наличии договора, предусматривающего их перечисление.
Следует отметить, что Кодексом предусмотрено право налогоплательщика на вычет налога на добавленную стоимость по вышеуказанным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты), а не обязанность по принятию налога к вычету.
Таким образом, для того чтобы указать вычет по строке 130 разд. 3 декларации по НДС, налогоплательщику необходимо уплатить сумму поставщику на основании счета на предварительную оплату, в платежном поручении указать, что уплачивается аванс. Затем запросить от продавца счет-фактуру, который они выставили при получении предварительной или частичной оплаты. И только по получении таких счетов-фактур заявлять вычет в декларации по вышеуказанной строке.
Следует отметить, что в Письме Банка России «Ответы на вопросы по применению Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» установлено, что перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, в том числе применяемым в рамках форм безналичных расчетов.
Согласно Приложению 1 «Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования» к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (далее — Положение N 383-П) в значении реквизита 24 «Назначение платежа» указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.
Положение N 383-П не содержит требований к указанию полного перечня значений, которые может содержать реквизит «Назначение платежа» платежного поручения. При большом объеме информации может указываться обобщенное наименование оплачиваемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг, например: «За электроэнергию», «За информационные услуги» и т.д.
В соответствии с пп. 1.7.2 п. 1.7 ч. III Приложения к Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П), клиент обязан указать в тексте распоряжения назначение платежа. Документы должны содержать четкое изложение сущности операции.
Банк при приеме платежного поручения обязан проверить заполнение реквизита «Назначение платежа» в части наличия наименования оплачиваемой услуги, ссылки на номер и дату договора или товарного документа.
Что касается запроса по представлению пояснений в декларации, по которой НДС начислен к уплате, то действия налоговых органов правомерны, так как по общему правилу камеральная проверка проводится на основании любой поданной налогоплательщиком в налоговые органы декларации (расчета). Это следует из п. п. 1, 2 ст. 88 Кодекса.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 Кодекса).
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Также в соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. 1.1 настоящей статьи Кодекса. Данное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Таким образом, действия налоговых органов не противоречат действующему законодательству. Специальных требований по заполнению платежных поручений на оплату авансовых платежей нет, но правила делового оборота требуют корректного указания назначения платежа для правильного определения сумм НДС, уплаченных поставщику покупателем в виде авансов.
Е.М.Сушонкова
ООО «КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
09.07.2015