Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Банк принял решение закрыть счет клиента-юрлица на основании п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ. В каком порядке юрлицо может снять остаток наличными денежными средствами? Требуется ли представлять кассовый чек с указанием цели получения денег? Вправе ли банк затребовать документы, подтверждающие эту цель?
25.10.2020

Банк принял решение закрыть счет клиента-юрлица на основании п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ. В каком порядке юрлицо может снять остаток наличными денежными средствами? Требуется ли представлять кассовый чек с указанием цели получения денег? Вправе ли банк затребовать документы, подтверждающие эту цель?

Вопрос: Банк принял решение закрыть счет клиента — юридического лица на основании п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В каком порядке юридическое лицо может снять остаток наличными денежными средствами? Требуется ли представлять кассовый чек с указанием цели получения денег? Вправе ли банк затребовать документы, подтверждающие эту цель, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?
 
Ответ: По общему правилу при закрытии банковского счета клиент вправе снять остаток наличными деньгами путем представления в банк денежного кассового чека с указанием цели получения денег. При этом банк вправе запросить у клиента дополнительные документы, подтверждающие целевое назначение списания средств в целях проверки этих документов на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, в том числе о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).
При этом банк вправе предусмотреть во внутренних программах по ПОД/ФТ безналичный порядок перечисления остатков средств со счета клиента в случае закрытия счета по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ).
 
Обоснование: В соответствии с п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ банк вправе расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
По общему правилу согласно п. 3 ст. 859 Гражданского кодекса РФ в случае расторжения договора банковского счета остаток денежных средств выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения письменного заявления клиента. В случае неявки клиента за получением остатка денежных средств указанные средства зачисляются на специальный счет в Банке России в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2013 N 3026-У «О специальном счете в Банке России».
Таким образом, общими нормами гражданского законодательства не установлено каких-либо ограничений на снятие денежных средств наличными при расторжении договора банковского счета.
Выдача наличных денег юридическим лицам в банке осуществляется по денежным чекам с их банковских счетов в пределах остатка наличных денег на счете, если иное не определено условиями договора банковского счета (п. 5.2 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 24.04.2008 N 318-П).
При этом банк вправе запросить у клиента дополнительные документы в целях проверки соответствия проводимой клиентом операции требованиям действующего законодательства, в том числе и законодательства о ПОД/ФТ. Представляемые клиентом документы должны подтверждать для банка легитимность указанного клиентом основания для выдачи средств наличными и, как следствие, законность проводимой самим банком операции по выдаче таких средств юридическому лицу.
Так, например, Банком России установлен лимит расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному договору в размере 100 тыс. руб. (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»). Все расчеты, осуществляемые между ними на большие суммы, должны производиться безналичным порядком. Следовательно, если клиент укажет в качестве цели выдачи средств наличными приобретение хозяйственного инвентаря, банк будет вынужден запросить у клиента соответствующие договоры, чтобы убедиться в том, что цена каждого договора не превышает установленный Банком России лимит.
Другой пример. Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в сумме, равной или превышающей 600 000 руб., в случае, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности, является операцией, подлежащей обязательному контролю (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Сведения о ней представляются банками в Росфинмониторинг в порядке, установленном Положением о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 29.08.2008 N 321-П). При этом банкам рекомендовано обращать особое внимание и проводить работу по фиксированию соответствующих сведений в случае установления фактов несоответствия источников взноса денежных средств в наличной форме, зачисленных на банковские счета юридического лица, и целей расхода денежных средств в наличной форме, полученных данным лицом с его счета, а также характеру его хозяйственной деятельности (см. Методические рекомендации по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю (доведены Письмом Банка России от 10.01.2007 N 1-Т)). В целях выполнения рекомендаций Банка России банк также вправе запросить у клиента дополнительные документы, подтверждающие назначение платежа.
Вместе с тем необходимо отметить, что законодательство о ПОД/ФТ предоставляет банкам большие полномочия для минимизации риска легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Расторжение договора банковского счета на основании п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ фактически означает, что клиент неоднократно нарушал требования данного законодательства. Это обстоятельство вынуждает банки внимательнее относиться к проводимым клиентом операциям и предотвратить риск повторного осуществления ими подозрительных операций. В этих целях законодатель и Банк России позволяют банкам самостоятельно определять во внутрибанковских правилах по ПОД/ФТ особенности закрытия таких счетов.
Так, деятельность банка по расторжению договора банковского счета на основании Закона N 115-ФЗ должна осуществляться им в соответствии с самостоятельно разработанными программами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (п. п. 1.4, 1.6 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 02.03.2012 N 375-П). При разработке таких документов учитывается следующее:
1) операция клиента, связанная с выдачей (перечислением) остатка денежных средств при закрытии банковского счета в связи с расторжением договора, признается сделкой, имеющей необычный характер по коду 1132 (см. Приложение к Положению Банка России N 375-П) и, соответственно, подлежащей обязательному контролю. Сведения о ней банк должен в обязательном порядке фиксировать, а при возникновении подозрений, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма, — направлять информацию о проведении операции в Росфинмониторинг (п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ);
2) обо всех фактах расторжения договора с клиентами по инициативе банка (к этой категории может быть отнесено и расторжение договора банковского счета по основаниям, предусмотренным в п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ) банк обязан сообщить в Росфинмониторинг (п. 13 ст. 7 Закона N 115-ФЗ);
3) банки вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции при возникновении у них подозрений, что операция совершается в целях отмывания «грязных» денег или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ);
4) банк самостоятельно устанавливает форму письменного уведомления клиента о расторжении договора банковского счета, которое в том числе должно содержать информацию о способах возврата клиентом остатка денежных средств со счета в срок не позднее 60 дней с даты направления такого уведомления (п. 6.5 Положения Банка России N 375-П).
У банков имеются полномочия самостоятельно определять способы возврата клиентом остатка денежных средств со счета при расторжении договора счета по основаниям, предусмотренным в Законе N 115-ФЗ, а также в целях повышения транспарентности проводимых банковских операций, и зачастую банки предусматривают во внутренних документах только безналичный порядок перечисления остатка денежных средств, находящихся на счете клиента, при расторжении договора банковского счета по инициативе банка в случае неоднократного нарушения клиентом законодательства о ПОД/ФТ.
 
Д.Г.Алексеева
Московский государственный
юридический университет
имени О.Е.Кутафина
11.07.2015