Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » После окончания выездной налоговой проверки организация подала уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль, в которой уменьшила сумму налога к уплате. В связи с этим налоговый орган осуществил повторную выездную проверку. Однако период превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной проверки. Вправе ли налоговый орган проводить повторную выездную проверку?
25.10.2020

После окончания выездной налоговой проверки организация подала уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль, в которой уменьшила сумму налога к уплате. В связи с этим налоговый орган осуществил повторную выездную проверку. Однако период превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной проверки. Вправе ли налоговый орган проводить повторную выездную проверку?

Вопрос: Налоговый орган произвел выездную налоговую проверку в отношении организации. После окончания налоговой проверки организация подала уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль, в которой уменьшила сумму налога к уплате. В связи с этим налоговый орган осуществил повторную выездную налоговую проверку в отношении данной организации в рамках периода, за который подана уточненная налоговая декларация. Однако период превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Имеет ли право в рассматриваемой ситуации налоговый орган проводить повторную выездную налоговую проверку в отношении организации?
 
Ответ: Учитывая позицию Минфина России, налоговый орган имеет право провести в отношении организации, представившей уточненную налоговую декларацию «к уменьшению» за период, в отношении которого уже проводилась выездная налоговая проверка, повторную выездную налоговую проверку, даже несмотря на тот факт, что период налоговой проверки превышает три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки.
 
Обоснование: В соответствии с абз. 6 п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
На основании абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
В силу абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
Таким образом, положения НК РФ не содержат запрета на проведение налоговым органом повторной выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика в случае, если период превышает три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. Более того, НК РФ не устанавливает предельные сроки представления уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль.
Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.
Так, в Письме Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473 разъясняется, что проверяемый в ходе указанной повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. НК РФ не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации, а также предельный срок для назначения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в связи с представлением им уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
(Также см. Письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@.)
Обращаем внимание, что аналогичная позиция также сложилась в судебной практике.
(См., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2013 N А33-11526/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2013 N А27-14195/2012.)
Таким образом, из буквального толкования вышеприведенных норм НК РФ, позиции официальных органов и судебной практики следует, что в рассматриваемой ситуации налоговый орган наделен правом провести в отношении организации повторную выездную налоговую проверку за указанный период.
 
А.А.Болдырь
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
12.07.2015