Вопрос: Банк открыл счет клиенту. Клиент осуществлял расчеты через этот банковский счет. Клиент подал в банк очередное платежное поручение о переводе денежных средств. Банк принял платежное поручение, но не смог его выполнить по причине недостаточности средств на расчетном счете клиента.
Может ли банк взимать комиссию за свои действия, если он просто принял платежное поручение, проверил баланс счета, но не выполнил поручения?
Ответ: Если перевод денежных средств по платежному поручению клиента, которому открыт банковский счет, не был осуществлен по причине недостаточности средств на расчетном счете, то банк не вправе удерживать комиссию, так как услуги клиенту не оказаны.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В силу ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.
Поскольку перевод денежных средств не был осуществлен, банк не вправе удерживать комиссию, так как он не оказал услуг клиенту (если в договоре с банком предусмотрена комиссия просто за рассмотрение платежных поручений, то такая комиссия недействительна). Само по себе принятие документов на оплату не составляет отдельную банковскую операцию или услугу и, следовательно, не может быть платным.
Этот подход подтверждается и судебной практикой, например Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 N 09АП-8489/2015-ГК по делу N А40-138183/13.
А.Ю.Буркова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
13.07.2015