Вопрос: Организация заключила договор аутсорсинга о ведении бухгалтерского и налогового учета (включая составление первичных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета). Кто несет ответственность по ст. 120 НК РФ за ошибки в налоговом учете и первичных документах, которые привели к неполной уплате налога?
Ответ: Если организация передала сторонней организации по договору аутсорсинга ведение бухгалтерского и налогового учета (включая составление первичных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета), ответственность по ст. 120 Налогового кодекса РФ должна налагаться на организацию-заказчика.
Обоснование: Трудовое и гражданское законодательство РФ не содержит специальных норм, регулирующих аутсорсинг, поэтому такие отношения регулируются нормами о договоре возмездного оказания услуг (выполнения работ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность, выполнить работы), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (работы) (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ). Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей (п. п. 1, 3 ст. 120 НК РФ).
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных (ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
Налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).
Следовательно, организовать ведение бухгалтерского и налогового учета, а также оформление первичных документов должен налогоплательщик (налоговый агент). Конкретный исполнитель (доверенное лицо) назначается налогоплательщиком по его усмотрению, однако вина за налоговое правонарушение лежит на налогоплательщике (налоговом агенте) (ст. 28 НК РФ, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, если договором аутсорсинга ведение бухгалтерского и налогового учета, а также составление первичных документов возложено на исполнителя, ответственность по ст. 120 НК РФ должна налагаться на организацию-заказчика.
Е.А.Федорцова
Издательство «Главная книга»
15.07.2015