Вопрос: Организация оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. При этом часть работ выполняется по договорам субподряда иными юридическими лицами. Возможно ли применение системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД в отношении указанной деятельности?
Ответ: Исходя из позиции Минфина России и ФНС России организация не вправе применять систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД в отношении услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, которые оказываются ею не самостоятельно, а с привлечением третьих лиц. Иную точку зрения организации, по всей вероятности, придется отстаивать в судебном порядке.
Обоснование: Согласно пп. 3 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств.
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что под услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
В Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 услуги по ремонту автотранспортных средств перечислены в подгруппе 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» и включают в себя: ремонт двигателей (код 017202), ремонт рулевого управления и подвески (код 017204), ремонт тормозной системы (код 017205), регулировку углов установки управляемых колес (код 017107), электротехнические работы на автомобиле (код 017110), работы по защите от коррозии и противошумной обработке (код 017210), шиномонтажные работы (код 017211) и т.д.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 05.03.2011 N 03-11-06/3/26, плательщиками ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно выполняют указанные работы (оказывают услуги) по конкретному месту осуществления деятельности и имеют определенное количество работников, которые фактически задействованы в указанной предпринимательской деятельности.
Данный вывод обосновывается тем, что в соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств применяется физический показатель «Количество работников, включая индивидуального предпринимателя».
В связи с этим деятельность организации, которая для оказания услуг по ремонту автотранспортных средств привлекает по договорам субподряда сторонние организации (специализированные автосервисы) и не располагает собственной базой для ремонта автотранспортных средств, а также соответствующими кадрами, по мнению специалистов финансового ведомства, следует признавать посреднической, которая исходя из норм гл. 26.3 НК РФ не подлежит переводу на уплату ЕНВД.
Аналогичные выводы содержатся в Письме ФНС России от 30.05.2014 N ГД-4-3/10384@.
Хотя ранее в Письме Минфина России от 26.03.2007 N 03-11-04/3/87 высказывалось мнение, что предпринимательская деятельность по установке дополнительного оборудования на автотранспортные средства собственными силами и (или) с привлечением подрядчика может быть переведена на систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД.
По мнению арбитражных судов, выполнение работ по ремонту, техническому обслуживанию частично силами третьих лиц не лишает права на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД.
Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 25.09.2014 по делу N А56-26775/2014 отметил, что НК РФ не содержит правовых норм, регламентирующих, каким способом налогоплательщик должен выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств в целях уплаты ЕНВД, в том числе положений, обязывающих налогоплательщика самостоятельно и только самостоятельно производить ремонт автотранспортных средств. Поэтому, привлекая другие организации для выполнения определенных ремонтных операций в ходе комплексного ремонта автомобилей с целью их полного восстановления после ДТП, налогоплательщик не нарушал условий перехода на ЕНВД. Суд счел, что привлечение субподрядчиков для выполнения отдельных ремонтных работ не свидетельствует о посредническом характере деятельности налогоплательщика (поручение, комиссия и агентирование в соответствии с гл. 49, 51, 52 Гражданского кодекса РФ).
М.И.Дедусова
Консалтинговая группа «ТаксАртГрупп»
15.07.2015