Вопрос: Российская организация А — дистрибьютор иностранной организации Б (завода — изготовителя соков) — налогового резидента Армении. Российская торговая сетевая организация В размещает продукцию организации Б в рекламном каталоге и выставляет за услуги счет организации А. Организация А перевыставляет счет организации Б. Возникает ли объект налогообложения по НДС?
Ответ: Поскольку фактическим покупателем рекламных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранное лицо (налоговый резидент Республики Армения), приобретающее указанные услуги, местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не признается, такие услуги объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются, объекта налогообложения по НДС не возникает.
Обоснование: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
На основании норм ст. ст. 11 и 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость на территории РФ признаются организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, организации и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
При этом место реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со ст. ст. 147 и 148 НК РФ, а по сделкам между организациями из стран — государств ЕАЭС — в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Протокол)).
Из содержания вопроса следует, что Российская торговая сетевая организация В осуществляет деятельность в виде размещения продукции организации Б в рекламном каталоге, что в силу ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», п. 2 Протокола позволяет отнести указанную деятельность к рекламным услугам или услугам по рекламе.
В свою очередь, согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации рекламных услуг не признается территория Российской Федерации, в случае если покупатель таких услуг не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Вместе с тем место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство) (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Фактически покупателем данных рекламных услуг выступает организация Б, которая, в свою очередь, является налоговым резидентом Республики Армения.
Таким образом, поскольку фактическим покупателем рекламных услуг, пусть и оказываемых российской организацией, является иностранное лицо, приобретающее указанные услуги, местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не признается. Следовательно, такие услуги объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
При этом тот факт, что российская организация А является дистрибьютором иностранной организации Б, а также то, что продукция завода-изготовителя используется на территории РФ, на порядок налогообложения рекламных услуг не влияет.
А.Ю.Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
24.07.2015