Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Российская организация изготовила и поставила сложное электронное оборудование белорусской организации. Следует ли российской организации удержать НДС в качестве налогового агента при оплате и приобретении у подразделения Госстандарта Беларуси услуг по метрологической аттестации и проверке оборудования до начала работы?
20.10.2020

Российская организация изготовила и поставила сложное электронное оборудование белорусской организации. Следует ли российской организации удержать НДС в качестве налогового агента при оплате и приобретении у подразделения Госстандарта Беларуси услуг по метрологической аттестации и проверке оборудования до начала работы?

Вопрос: Российская организация — поставщик изготовила и поставила заказчику — организации Республики Беларусь сложное электронное оборудование, при ввозе которого на территорию Республики Беларусь заказчиком была уплачена сумма НДС. Специфика оборудования требует обязательного проведения его метрологической аттестации и проверки до начала работы. На территории Республики Беларусь такую услугу оказывает Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт), с подразделением которого поставщик заключил договор. Следует ли российской организации производить удержание НДС в качестве налогового агента при оплате и приобретении этих услуг?
 
Ответ: У российской организации не возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в качестве налогового агента при приобретении у белорусской организации услуги по метрологической аттестации и проверке оборудования до начала его работы.
 
Обоснование: Исходя из пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 1 ст. 161 Кодекса определено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Согласно п. 2 ст. 161 Кодекса налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 Кодекса.
Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.
Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства — члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено пп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 Протокола.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации указанные в вопросе услуги по метрологической аттестации и проверке оборудования до начала его работы не предусмотрены пп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 Протокола, местом реализации этих услуг не признается территория Российской Федерации в соответствии с тем, что они оказаны белорусской организацией.
На основании изложенного российской организации не следует производить исчисление и удержание НДС в Российской Федерации в качестве налогового агента при приобретении у белорусской организации услуг по метрологической аттестации и проверке оборудования до начала его работы, так как местом реализации этих услуг не признается территория РФ.
 
А.В.Недоступ
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
14.03.2014