Вопрос: Вправе ли налоговый орган при проведении в рамках выездной налоговой проверки осмотра помещений налогоплательщика и выемки документов налогоплательщика в качестве понятых привлекать одних и тех же физических лиц?
Ответ: Налоговый орган при проведении в рамках выездной налоговой проверки осмотра помещений налогоплательщика и выемки документов налогоплательщика вправе привлечь в качестве понятых одних и тех же физических лиц.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 13 ст. 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
В силу п. п. 1 и 3 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
Пунктом 1 ст. 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, осмотр помещений налогоплательщика и выемка документов налогоплательщика являются мероприятиями налогового контроля.
Порядок проведения осмотра регламентируется ст. 92 НК РФ, п. 3 которой предусмотрено: осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В силу п. 1 ст. 98 НК РФ при проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые.
В соответствии с п. 2 ст. 98 НК РФ понятые вызываются в количестве не менее двух человек.
А согласно п. 3 этой же статьи НК РФ в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.
Более того, п. 4 ст. 98 НК РФ предусмотрено, что не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.
Таким образом, положения ст. 98 НК РФ допускают возможность участия в качестве понятых лиц, не имеющих заинтересованности в исходе дела и не являющихся должностными лицами налогового органа.
Более того, нормами НК РФ не установлен запрет на привлечение одних и тех же физических лиц в качестве понятых для участия в разных мероприятиях налогового контроля, проводимых в рамках одной выездной налоговой проверки.
При этом очевидно, что участие лица в качестве понятого не порождает у такого лица заинтересованности в исходе дела, и, следовательно, лицо может быть понятым и при проведении осмотра и при проведении выемки документов, проводимых в рамках одной выездной налоговой проверки.
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
30.07.2015