Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Вправе ли налоговый орган при проведении осмотра помещений налогоплательщика в рамках повторной выездной налоговой проверки привлечь в качестве специалиста лицо, которое участвовало при проведении осмотра в рамках первоначальной выездной налоговой проверки в качестве специалиста?
25.10.2020

Вправе ли налоговый орган при проведении осмотра помещений налогоплательщика в рамках повторной выездной налоговой проверки привлечь в качестве специалиста лицо, которое участвовало при проведении осмотра в рамках первоначальной выездной налоговой проверки в качестве специалиста?

Вопрос: Вправе ли налоговый орган при проведении осмотра помещений налогоплательщика в рамках повторной выездной налоговой проверки привлечь в качестве специалиста лицо, которое участвовало при проведении осмотра в рамках первоначальной выездной налоговой проверки в качестве специалиста?
 
Ответ: Налоговый орган при проведении осмотра помещений налогоплательщика в рамках повторной выездной налоговой проверки вправе привлечь в качестве специалиста лицо, которое участвовало при проведении осмотра в рамках первоначальной выездной налоговой проверки в качестве специалиста.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем, чем ранее заявленный. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Таким образом, налоговые органы вправе при наличии достаточных к тому оснований проводить повторные выездные налоговые проверки.
Согласно п. 13 ст. 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, осмотр помещений налогоплательщика является одним из мероприятий налогового контроля.
Порядок проведения осмотра регламентируется ст. 92 НК РФ, п. 3 которой предусмотрено: осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Согласно п. 11.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 специалист может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля:
— осмотра;
— выемки документов и предметов.
Пунктом 1 ст. 96 НК РФ предусмотрено, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.
Таким образом, положения ст. 96 НК РФ допускают возможность участия при проведении выездной налоговой проверки в качестве специалиста любого лица, не имеющего заинтересованности в исходе дела.
При этом очевидно, что участие лица в качестве специалиста при проведении первоначальной выездной налоговой проверки не порождает у такого лица заинтересованности в исходе дела, и, следовательно, такое лицо может быть привлечено в качестве специалиста и при проведении налоговым органом повторной выездной налоговой проверки.
Более того, нормами НК РФ не установлен запрет на привлечение одних и тех же физических лиц в качестве специалистов для участия как в первоначальной, так и в повторной выездной налоговой проверке.
 
Е.А.Башарин
Юридическая компания «Юново»
30.07.2015