Вопрос: В коммерческой организации проходят коллективные переговоры по заключению коллективного договора. Представительный орган работников предлагает установить в коллективном договоре для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, повышенную оплату труда в зависимости от класса условий труда, например, при подклассе 3.1 — 4% тарифной ставки, для класса 3.2 — 7%, для класса 3.3 — 10%. Специальная оценка условий труда в организации проведена. Работодатель считает необходимым установить всем работникам, занятым во вредных условиях труда, повышенную оплату труда в размере 4% тарифной ставки независимо от подкласса условий труда, полагая, что законодательство не требует учитывать результаты специальной оценки условий труда при установлении конкретного размера повышенной оплаты труда работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а содержит только требование о повышении оплаты труда не менее чем на 4%. Необходимо ли учитывать результаты специальной оценки условий труда при установлении конкретного размера повышенной оплаты труда работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учитывая, что в ст. 147 Трудового кодекса РФ (в отличие от ч. 2 ст. 92 и ч. 3 ст. 117 ТК РФ) об учете результатов специальной оценки условий труда ничего не сказано?
Ответ: Результаты специальной оценки условий труда (наличие вредных и (или) опасных производственных факторов) необходимо учитывать при установлении повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Однако устанавливать дифференцированную повышенную оплату труда в зависимости от подкласса условий труда трудовое законодательство не обязывает.
Обоснование: В силу ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда), конкретные же размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В силу п. п. 2 и 6 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в частности, для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.
Часть 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» относит повышенную оплату труда (наряду с сокращенной продолжительностью рабочего времени, ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском и денежной компенсацией за них) к числу мер компенсационного характера, реализуемых в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Исходя из ч. 2 ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Соответственно, повышенная оплата труда может быть отнесена к числу гарантий и компенсаций, которые в силу ч. 4 ст. 219 ТК РФ, не устанавливаются в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, что свидетельствует о прямой зависимости повышенной оплаты труда от результатов специальной оценки условий труда, являющейся единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Статья 147 ТК РФ содержит положения о минимальном размере повышения оплаты труда. Однако, устанавливая минимальный размер повышения оплаты труда, трудовое законодательство не установило обязательное требование устанавливать дифференцированную повышенную оплату труда в зависимости от подкласса условий труда. Такая дифференциация может быть установлена в локальном нормативном акте или коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя (ст. 147, ч. 3 ст. 41 ТК РФ) и с учетом мнения представительного органа работников.
О.И.Широкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
03.08.2015