Вопрос: В 2014 г. организация приобрела дорогостоящий автомобиль марки Jeep Grand Cherokee SRT8 (год выпуска 2012-й). В Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от трех миллионов рублей для налогового периода 2015 года иномарки данной модели входят в ценовую категорию от 3 до 5 млн руб. Следует ли при определении суммы транспортного налога за отчетные (налоговый) периоды 2015 г. применять повышающий коэффициент?
Ответ: Автомобиль произведен в 2012 г. — следовательно, в 2015 г. истекает четыре года с года его выпуска. В отношении таких дорогостоящих автомобилей применение повышающих коэффициентов не предусмотрено. Поэтому авансовые платежи, а также сам транспортный налог по итогам налогового периода исчисляются в общеустановленном порядке.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, признаются объектом налогообложения по транспортному налогу.
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по транспортному налогу самостоятельно.
В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, рассчитывается в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (если иное не предусмотрено настоящей статьей). При этом сумма налога, которая уплачивается по итогам года, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
С 2014 г. положениями п. 2 ст. 362 НК РФ установлено, что по дорогостоящим легковым автомобилям иностранного производства, включенным в ежегодно размещаемый в сети Интернет Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от трех млн руб., транспортный налог исчисляется в особом порядке — с применением повышающих коэффициентов. Величина этих коэффициентов зависит от средней стоимости иномарки и количества лет, прошедших с года ее выпуска (можно назвать это возрастом автомобиля).
Для иномарок средней стоимостью от трех до пяти млн руб. (включительно) предусмотрены следующие коэффициенты:
— 1,5 — если возраст автомобиля составляет не более одного года;
— 1,3 — если возраст автомобиля от одного года до двух лет;
— 1,1 — если возраст автомобиля от двух до трех лет.
В силу абз. 10 п. 2 ст. 362 НК РФ исчисление указанных сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
В Письме ФНС России от 24.03.2014 N БС-4-11/5316 разъяснено, как определять возраст автомобиля в целях применения повышающих коэффициентов. В данном Письме сказано, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. То есть можно сделать вывод, что год выпуска иномарки при исчислении ее возраста учитываться не должен.
Однако в 2015 г. ФНС России свою позицию изменила. Подтверждением тому является Письмо ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@. В данном документе отмечено, что возраст транспортного средства исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог, причем включительно. Ведомство показало, как следует исчислить рассматриваемый показатель по автомобилю 2011 года выпуска при определении налога за 2014 г. По мнению ФНС России, возраст транспортного средства в таком случае составляет четыре года (то есть 2011, 2012, 2013, 2014 гг.).
Минфин России, в свою очередь, изначально придерживался подобной позиции. Так, в одном из последних Писем ведомства (от 23.01.2015 N 03-05-05-04/1817) разъяснено, что в отношении автомобиля, произведенного в 2009 г., в 2014 г., за который рассчитывается налог, истекло более пяти лет с года его выпуска (точнее, шесть лет: 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг.).
Таким образом, если автомобиль произведен в 2012 г., его возраст для исчисления транспортного налога за 2015 г. составляет четыре года (2012, 2013, 2014, 2015 гг.). В силу п. 2 ст. 362 НК РФ повышающие коэффициенты могут применяться только в отношении иномарок не старше трех лет.
Добавим, что с 2015 г. согласно обновленной редакции п. 2.1 ст. 362 НК РФ с учетом повышающего коэффициента исчисляется не только налог по итогам года, но и авансовые платежи, подлежащие уплате за отчетные периоды. При этом для их расчета следует руководствоваться Перечнем легковых автомобилей средней стоимостью от трех миллионов рублей для налогового периода 2015 года (Информация Минпромторга России от 27.02.2015) (далее — Перечень) (см. Письма Минфина России от 01.06.2015 N 03-05-04-04/31532 (направлено Письмом ФНС России от 11.06.2015 N БС-4-11/10285), ФНС России от 21.05.2015 N БС-4-11/8612@).
В названном Перечне для каждой модели машины установлено количество лет (в пределах сроков, установленных абз. 4 — 9 п. 2 ст. 362 НК РФ), в течение которых должны применяться повышающие коэффициенты. Например, в отношении автомобиля Rolls-Royce Phantom Coupe (позиция 21 в ценовой категории свыше 15 млн руб.) в трехкратном размере налог уплачивается только первые два года с года его производства. Остальные 18 лет (согласно абз. 9 п. 2 ст. 362 НК РФ повышающий коэффициент по данной категории машин может применяться в течение 20 лет с года их выпуска) налогообложение производится в общеустановленном порядке.
В отношении же рассматриваемого легкового автомобиля Jeep Grand Cherokee SRT8 (позиция 125 в ценовой категории от трех до пяти млн руб.) в Перечне указано, что повышающий коэффициент применяется, если с года выпуска иномарки прошло не более трех лет.
В нашем случае возраст иномарки составляет четыре года — следовательно, авансовые платежи (налог) за 2015 г. определяются в общеустановленном порядке.
Н.В.Никифорова
Консалтинговая группа «Аюдар»
03.08.2015