Вопрос: Российская организация — производитель пищевой продукции в июле 2015 г. участвовала в продовольственной выставке, проходившей в Ереване. Цель участия в названном мероприятии — реклама производимой продукции и товарного знака. За предоставление выставочной площади российская организация уплатила армянскому партнеру 1200 долл. США, в том числе НДС — 200 долл. США.
Признается ли российская организация налоговым агентом по НДС?
Ответ: По нашему мнению, российская организация — производитель пищевой продукции, участвовавшая в продовольственной выставке, проходившей в Ереване, с целью рекламы производимой продукции и товарного знака, признается налоговым агентом по НДС в отношении услуг по предоставлению ей выставочной площади.
Обоснование: Со 2 января 2015 г. Армения является членом Евразийского экономического союза. Соответственно, применение НДС при оказании услуг между Республикой Арменией и РФ осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанным 29.05.2014 в г. Астане (далее — Протокол).
В соответствии с п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в том государстве — члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются рекламные услуги. В то же время в силу пп. 1 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена. Положения этого подпункта применяются в том числе в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества.
В целях применения положений Протокола под рекламными услугами понимаются услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (п. 2 Протокола).
Согласно последним разъяснениям чиновников местом реализации услуг по предоставлению выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования продукции, оказываемых иностранной организацией — членом ЕАЭС российской организации, признается территория РФ и такие услуги подлежат налогообложению НДС в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-07-08/28428). То есть, по их мнению, в данном случае применяются положения пп. 4 п. 29 Протокола. Что касается применения НДС в отношении услуг по предоставлению выставочной площади в целях, отличных от рекламных, оказываемых иностранной организацией российской организации, то на основании пп. 1 п. 29 Протокола местом их реализации территория РФ не признается и такие услуги в РФ объектом налогообложения по НДС не являются.
В то же время в Письме ФНС России от 27.02.2015 N ГД-4-3/3106 отмечалось, что услуги по предоставлению в аренду выставочных площадей на территории РФ, оказываемые российской организацией для белорусского заказчика, облагаются НДС в общеустановленном порядке, то есть применяется пп. 1 п. 29 Протокола.
По нашему мнению, российская организация, приобретающая оказываемые армянской организацией услуги по предоставлению выставочной площади для проведения выставки в целях рекламирования продукции, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет РФ НДС по таким операциям. Данная позиция позволит избежать споров с налоговыми органами.
С.В.Манохова
Консалтинговая группа «Аюдар»
03.08.2015