Вопрос: Требуется ли лицензия на осуществление организацией деятельности по предоставлению персонала другим юридическим лицам?
Ответ: Лицензия на осуществление организацией деятельности по предоставлению персонала другим юридическим лицам не требуется. При этом с 01.01.2016 заключать договор о предоставлении труда работников (персонала), а следовательно, и осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), будут вправе лишь частные агентства занятости, то есть те российские юридические лица, которые пройдут аккредитацию в установленном порядке, а также другие юридические лица в случаях, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Положения нормативных правовых актов (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон N 116-ФЗ) не содержат определения деятельности по предоставлению персонала одним юридическим лицом другому.
В силу п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
С точки зрения гражданского права договор о предоставлении персонала (также называемый договором аутстаффинга) является не предусмотренным законом и иными правовыми актами договором, который организации вправе заключить на основании принципа свободы договора, при этом к такому договору подлежат применению правила о договоре возмездного оказания услуг.
Законом N 99-ФЗ, а равно иными нормативными правовыми актами не предусмотрено лицензирование деятельности по предоставлению персонала.
Законом N 116-ФЗ вносятся существенные изменения в нормативные правовые акты.
Так, Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) дополняется ст. 18.1, посвященной осуществлению деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
На основании п. 1 ст. 18.1 Закона N 1032-1 (в ред. Закона N 116-ФЗ) осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала) — направление временно работодателем (далее также — направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также — принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Пунктом 2 ст. 18.1 Закона N 1032-1 предусмотрено, что договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.
Как следует из п. 3 ст. 18.1 Закона N 1032-1, осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:
1) частные агентства занятости — юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:
юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
Пунктом 5 ст. 18.1 Закона N 1032-1 установлено, что порядок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) должен включать в себя, в частности, порядок приостановления или отзыва аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных частных агентств занятости.
Пунктом 6 ст. 18.1 Закона N 1032-1 предусмотрено, что требованиями аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) являются:
1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;
4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.
Закон N 116-ФЗ, как следует из ст. 7 данного Закона, вступает в силу с 01.01.2016.
Анализируя приведенные изменения, следует заключить, что с 01.01.2016 существенно изменяется правовое регулирование деятельности по предоставлению персонала одним юридическим лицом другому — теперь это будет называться деятельностью по предоставлению труда работников (персонала).
С указанной даты заключать договор о предоставлении труда работников (персонала), а следовательно, и осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), будут вправе лишь частные агентства занятости, то есть те российские юридические лица, которые пройдут аккредитацию в установленном порядке, а также другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:
юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
Таким образом, с 01.01.2016 требование о лицензировании деятельности по предоставлению труда работников (персонала) не устанавливается.
Е.В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
05.08.2015