Вопрос: Правомерно ли организацией не начисляются страховые взносы на сумму оплаты четырех дополнительных оплачиваемых дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами до достижения ими возраста 18 лет?
Ответ: По нашему мнению, действия организации по неначислению страховых взносов на суммы оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами правомерны, поскольку данные суммы являются компенсационными выплатами и производятся не за счет средств организации, а за счет средств федерального бюджета. Однако следование данной позиции приведет к спорам с контролирующими органами, которые придерживаются противоположной позиции.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Выплаты родителю (опекуну, попечителю) такой компенсации не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена ст. 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом. То есть рассматриваемые выплаты имеют компенсационный характер, определенный положениями ст. 164 ТК РФ.
Таким образом, поскольку данные выплаты являются выплатами компенсационного характера, оплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования РФ, а не за счет средств организации-работодателя, действия организации, по нашему мнению, правомерны.
По тем же основаниям считаем выплаты за дополнительные дни отпуска, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, не подлежащими включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данный подход подтверждает и арбитражная практика, в том числе аналогичного мнения придерживается и Верховный Суд РФ в Определении от 30.04.2015 N 309-КГ15-1758 по делу N А60-8923/2014.
Кроме того, в своем Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 Президиум ВАС РФ также указал на то, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При этом при формировании своей позиции организации необходимо учесть, что, несмотря на позицию судов, контролирующие органы придерживаются иного мнения и в своих письмах указывают на то, что взносы на сохраняемый за эти дни средний заработок нужно начислять, поскольку выплаты производятся в рамках трудовых отношений и это предусмотрено ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (Письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19 (направлено Письмом ФСС РФ от 13.04.2011 N 14-03-11/08-3338), ФСС РФ от 15.08.2011 N 14-03-11/08-8158, от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, Минтруда России от 26.12.2014 N 17-3/В-637, от 16.04.2015 N 17-3/ООГ-485).
Возместить же уплаченные взносы страхователи могут на основании ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», из положений которого следует, что с 2015 г. ФСС РФ возмещает работодателю из бюджета не только выплаченные работнику суммы среднего заработка по уходу за детьми-инвалидами, но и начисленные на них страховые взносы.
При этом, на наш взгляд, закон прямо не обязывает страхователя удерживать страховые взносы с вышеуказанных выплат.
А.С.Пискунова
ЗАО «ТЛС-ГРУП»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
05.08.2015