Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » ИП обладает на праве собственности земельным участком, на котором находится объект недвижимости. Для выдачи разрешения на реконструкцию необходим утвержденный градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ). При обращении ИП в муниципальный орган и представлении ГПЗУ был получен отказ в его утверждении в связи с отсутствием в архиве генплана данной территории и необходимостью разработки заявителем за свой счет проекта планировки территории в составе с проектом межевания и ГПЗУ. Правомерны ли действия муниципального органа?
20.10.2020

ИП обладает на праве собственности земельным участком, на котором находится объект недвижимости. Для выдачи разрешения на реконструкцию необходим утвержденный градостроительный план земельного участка (далее — ГПЗУ). При обращении ИП в муниципальный орган и представлении ГПЗУ был получен отказ в его утверждении в связи с отсутствием в архиве генплана данной территории и необходимостью разработки заявителем за свой счет проекта планировки территории в составе с проектом межевания и ГПЗУ. Правомерны ли действия муниципального органа?

Вопрос: Индивидуальный предприниматель обладает на праве собственности земельным участком. На данном участке находится объект недвижимости, для реконструкции которого индивидуальный предприниматель обратился в местную администрацию с заявлением о выдаче разрешения. Муниципальный орган сообщил, что для выдачи разрешения на реконструкцию необходим утвержденный градостроительный план земельного участка (далее — ГПЗУ). При дальнейшем обращении индивидуального предпринимателя в муниципальный орган и представлении ГПЗУ был получен отказ в его утверждении в связи с отсутствием в архиве генплана данной территории (проекта планировки) и необходимостью разработки заявителем за свой счет проекта планировки территории в составе с проектом межевания и ГПЗУ.
Правомерны ли действия муниципального органа?
 
Ответ: Действия муниципального органа неправомерны: обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка, генплана и проекта планировки территории лежит на данном органе.
 
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ГрК РФ.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1 — 16 рассматриваемой статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Обращаем внимание, что форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Минрегиона России от 10.05.2011 N 207.
На основании ч. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в ч. 8.1 рассматриваемой статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно ч. 2 ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с ГрК РФ законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 ГрК РФ.
В ч. 5 ст. 41 ГрК РФ указано, что при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Таким образом, подготовка градостроительного плана земельного участка является обязанностью муниципального органа. Также, если отсутствуют какие-либо документы для подготовки и утверждения ГПЗУ, муниципальный орган самостоятельно должен осуществить их разработку, в частности проект планировки территории. Муниципальный орган не может поручить разработку таких документов предпринимателю, который обратился с заявлением об их выдаче.
Данная позиция подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 02.12.2013 N Ф05-14336/2013 указывается, что орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка, не вправе перекладывать эту обязанность на лицо, обратившееся за выдачей этого плана. Отсутствие на момент обращения лица за выдачей ГПЗУ какой-либо информации о неустановленных ограничениях и обременениях либо наличие спора в отношении прав на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, не является правомерным основанием для отказа в подготовке ГПЗУ. А объективное, но не оформленное (не зарегистрированное) существование ограничений и обременений земельного участка может являться препятствием не для подготовки ГПЗУ как такового, а для получения разрешения на строительство, реконструкцию. Недостающие данные, предусмотренные ч. 3 ст. 44 ГрК РФ, сведения о которых отсутствуют на момент обращения за ГПЗУ, могут быть внесены в ГПЗУ в последующем в случае необходимости осуществления строительства или реконструкции на земельном участке после установления (регистрации) соответствующих ограничений (см. также Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу N А57-4655/2013).
Таким образом, действия муниципального органа неправомерны. Обязанность по подготовке генплана, градостроительного плана земельного участка и проекта планировки территории лежит на органе местного самоуправления, в который индивидуальный предприниматель обратился с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию. Если у органа местного самоуправления отсутствуют необходимая информация и документы, необходимые для выдачи ГПЗУ, например проект планировки территории, то он обязан самостоятельно разработать данные документы и не имеет права перекладывать данную обязанность на предпринимателя.
 
Д.В.Завгородний
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
14.03.2014