Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Во время нахождения руководителя в командировке начальник отдела кадров нанял гражданина на должность уборщика, пообещав, что с ним оформят трудовой договор, как только руководитель вернется. Гражданин приступил к работе. Однако вернувшийся из командировки руководитель отказался подписывать с ним трудовой договор. Какие последствия могут возникнуть в данном случае?
20.10.2020

Во время нахождения руководителя в командировке начальник отдела кадров нанял гражданина на должность уборщика, пообещав, что с ним оформят трудовой договор, как только руководитель вернется. Гражданин приступил к работе. Однако вернувшийся из командировки руководитель отказался подписывать с ним трудовой договор. Какие последствия могут возникнуть в данном случае?

Вопрос: Во время нахождения руководителя организации в командировке начальник отдела кадров проводил собеседование с кандидатами, претендующими на должность уборщика производственных и служебных помещений. Одному из них начальник отдела кадров предложил приступить к работе на следующий день после собеседования, пообещав, что с ним оформят трудовой договор, как только руководитель вернется. Гражданин приступил к работе. Однако вернувшийся из командировки руководитель отказался подписывать с ним трудовой договор. Какие последствия могут возникнуть в данном случае для работодателя и начальника отдела кадров, который не был наделен полномочиями по найму работников?
 
Ответ: Если начальник отдела кадров осуществил допуск к работе, при этом не был наделен полномочиями по найму работников, трудовых отношений между работодателем и гражданином не возникло. Однако работодатель будет обязан оплатить гражданину отработанное им время. Начальник отдела кадров может быть привлечен к ответственности, в том числе материальной.
 
Обоснование: Согласно ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Соответственно, если начальник отдела кадров не был наделен полномочиями по найму работников, трудовых отношений между работодателем и гражданином не возникло.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 67.1 ТК РФ, которая была введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 421-ФЗ) и вступила в силу с 1 января 2014 г., если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу). Поэтому работодатель будет обязан оплатить гражданину, осуществлявшему функции уборщика производственных и служебных помещений, фактически отработанное им время у данного работодателя.
Согласно ч. 4 ст. 16 ТК РФ (введена Законом N 421-ФЗ) фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается. Начальник отдела кадров может быть привлечен к ответственности, в том числе и материальной (ч. 2 ст. 67.1 ТК РФ), поскольку осуществил фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем. Помимо дисциплинарной и материальной ответственности начальник отдела кадров может быть также привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей за нарушение законодательства о труде (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Также следует отметить, что в ст. 5.27 КоАП РФ Законом N 421-ФЗ внесены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г. В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ (в ред. Закона N 421-ФЗ) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Поэтому с 1 января 2015 г. должностные лица, осуществившие фактический допуск без соответствующих на то полномочий, будут подвергаться штрафу от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
 
И.А.Прасолова
Алтайский государственный университет
14.03.2014