Вопрос: Организация осуществляет перевозки пассажиров и проводит расчеты наличными денежными средствами при реализации билетов. Налоговые органы требуют, чтобы при сдаче выручки в кассу организации кондукторами или водителями было ее подтверждение количеством проданных билетов. Правы ли налоговые органы?
Ответ: По нашему мнению, налоговые органы правы. Предприятиям (индивидуальным предпринимателям) необходимо организовать учет движения бланков строгой отчетности у материально ответственных лиц. Получение бланков под отчет материально ответственному лицу целесообразно оформить накладной на передачу билетов, а материально ответственное лицо должно составить отчет об использовании бланков строгой отчетности с указанием наименования, серии и номера билета. Указанный отчет должен быть подтвержден выручкой, которую материально ответственное лицо сдает в кассу организации (индивидуального предпринимателя).
Обоснование: Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в частности Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее — Положение N 359).
Пунктом 5.1 Положения N 359 установлено, что документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает договор о материальной ответственности с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств. Данное правило прописано в п. 14 Положения N 359.
Поступившие бланки документов принимаются материально ответственным работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Приемка производится в день поступления бланков документов. Проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков документов. Акт, утвержденный руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), является основанием для принятия бланков на учет указанным работником (п. 15 Положения N 359).
Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов (п. 13 Положения N 359).
Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом) (п. 13 Положения N 359).
В бухгалтерском учете информация о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков отражается на счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке. Аналитический учет по счету 006 «Бланки строгой отчетности» ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Приказ Минфина России от 17.10.2011 N 133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (далее — Регламент) определяет порядок проверки полноты учета выручки при применении бланков строгой отчетности.
Абзацы 3, 4 п. 41 Регламента определяют, что при проверке полноты учета выручки денежных средств у проверяемых объектов, применяющих бланки строгой отчетности, определяется количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности для сопоставления с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта.
Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.
По нашему мнению, предприятиям (индивидуальным предпринимателям) необходимо организовать учет движения бланков строгой отчетности у материально ответственных лиц. Получение бланков под отчет материально ответственному лицу целесообразно оформить накладной на передачу билетов, а материально ответственное лицо должно составить отчет об использовании бланков строгой отчетности с указанием наименования, серии и номера билета. Указанный отчет должен быть подтвержден выручкой, которую материально ответственное лицо сдает в кассу организации (индивидуального предпринимателя).
Е.М.Сушонкова
ООО «КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
10.08.2015