Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация А планирует приобрести большую партию товара у организации Б. Для минимизации риска ненадлежащего исполнения организацией Б обязательств по поставке товаров организация А направляет официальный письменный запрос в Межрайонную ИФНС России относительно совершения (несовершения) организацией Б налоговых правонарушений. Вправе ли налоговая инспекция отказать организации А в предоставлении такой информации?
25.10.2020

Организация А планирует приобрести большую партию товара у организации Б. Для минимизации риска ненадлежащего исполнения организацией Б обязательств по поставке товаров организация А направляет официальный письменный запрос в Межрайонную ИФНС России относительно совершения (несовершения) организацией Б налоговых правонарушений. Вправе ли налоговая инспекция отказать организации А в предоставлении такой информации?

Вопрос: Организация А (применяющая ОСН) планирует приобрести большую партию товара у организации Б для последующей перепродажи.
Для целей проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента организация А провела проверку организации Б по доступным федеральным информационным ресурсам (в частности, сервисам портала http://nalog.ru/).
Для минимизации риска ненадлежащего исполнения потенциальным поставщиком — организацией Б обязательств по поставке товаров организация А планирует также направить официальный письменный запрос в Межрайонную инспекцию ФНС России относительно совершения (несовершения) организацией Б налоговых правонарушений.
Вправе ли налоговая инспекция отказать налогоплательщику (организации А) в предоставлении такой информации?
 
Ответ: В ситуации, когда для минимизации риска ненадлежащего исполнения потенциальным поставщиком — организацией Б обязательств по поставке товаров организация А планирует направить официальный письменный запрос в Межрайонную инспекцию ФНС России относительно совершения (несовершения) организацией Б налоговых правонарушений, налоговая инспекция не вправе отказать налогоплательщику (организации А) в предоставлении информации о совершении (несовершении) организацией Б налоговых правонарушений для целей проявления должной осмотрительности.
 
Обоснование: Согласно абз. 2 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление N 53) под налоговой выгодой для целей данного Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
В рассматриваемой ситуации организация А (применяющая ОСН) планирует приобрести большую партию товара у организации Б для последующей перепродажи.
В соответствии со ст. 249 и п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения прибыли организации, применяющие ОСН, учитывают в доходах выручку от продажи товаров (без НДС) и списывают в расходы стоимость проданных товаров.
Следовательно, исходя из этого списание в расходы стоимости ранее приобретенных товаров приведет к появлению у организации А налоговой выгоды (уменьшению размера налоговой обязанности).
В силу п. 3 Постановления N 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
В соответствии с п. 10 Постановления N 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Необходимость проявления осмотрительности и осторожности при выборе контрагента подтверждается также выводами, сделанными ВАС РФ в Определении от 15.10.2012 N ВАС-13499/12.
В рассматриваемой ситуации для минимизации риска ненадлежащего исполнения потенциальным поставщиком — организацией Б обязательств по поставке товаров организация А планирует, в частности, направить официальный письменный запрос в Межрайонную инспекцию ФНС России о совершении (несовершении) организацией Б налоговых правонарушений.
При этом возникает вопрос — вправе ли налоговая инспекция отказать налогоплательщику (организации А) в предоставлении такой информации?
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Данная информация должна предоставляться бесплатно (п. 2 ч. 8 ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ).
Статья 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением, в частности, сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Следовательно, исходя из этого сведения о совершении (несовершении) организацией Б налоговых правонарушений не являются налоговой тайной.
Данный вывод подтверждается Письмом МНС России от 05.03.2002 N ШС-6-14/252 «Об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне».
Вывод о том, что отказ налоговой инспекции в предоставлении информации является неправомерным, подтверждается Определениями ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-15222/10, от 01.12.2010 N ВАС-16124/10, от 31.03.2008 N 4251/08.
Таким образом, исходя из этого налоговая инспекция не вправе отказать налогоплательщику (организации А) в предоставлении такой информации.
 
Р.Г.Бережнов
Консалтинговая группа «Титанида»
 
Материал предоставлен при содействии
ООО «ИПЦ Консультант+Аскон»
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
11.08.2015