Вопрос: Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ, обязаны встать на миграционный учет. Организация как принимающая сторона должна уведомить орган миграционного учета по месту прибытия иностранного гражданина (ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
В организацию принята гражданка Украины, имеющая двух несовершеннолетних детей и временно пребывающая на территории РФ.
Вправе ли миграционная служба требовать от работодателя подачи уведомления о прибытии не только указанной иностранной гражданки, но и ее несовершеннолетних детей?
Ответ: Миграционная служба не вправе требовать от работодателя подачи уведомления о прибытии не только иностранной гражданки, но и ее несовершеннолетних детей, так как в форме уведомления не предусмотрена возможность предоставления информации о несовершеннолетних детях иностранного гражданина, также данных требований нет и в миграционном законодательстве.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон) иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (п. 21 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации») (далее — Правила).
Уведомление о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона, п. 22 Правил).
Согласно п. 23 Правил в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения о лице, подлежащем постановке на учет:
а) фамилию, имя, отчество;
б) гражданство (подданство);
в) дату и место рождения;
г) пол;
д) вид и реквизиты (серию, номер, дату выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
е) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
ж) цель въезда;
з) профессию;
и) дату въезда в Российскую Федерацию;
к) серию и номер миграционной карты;
л) заявленные сроки пребывания;
м) адрес места пребывания;
н) адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания).
В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии также указываются следующие сведения (п. 24 Правил):
а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;
б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;
в) адрес места жительства ответственного лица организации;
г) наименование организации;
д) фактический адрес организации;
е) идентификационный налоговый номер организации.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что миграционная служба не вправе требовать от работодателя подачи уведомления о прибытии не только иностранной гражданки, но и ее несовершеннолетних детей, так как в форме уведомления не предусмотрена возможность предоставления информации о несовершеннолетних детях иностранного гражданина, также данных требований нет и в миграционном законодательстве.
В.И.Цыганок
ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск»
12.08.2015