Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » По поручению и за счет оператора по приему платежей платежный субагент принимает платежи от плательщиков для исполнения их обязательств перед поставщиками. Эти средства субагент оставляет в кассе, так как средств гарантийного фонда достаточно для выполнения обязательств перед оператором. Налоговая инспекция признала это нарушением, так как средства фонда являются обеспечением обязательств субагента и их нельзя использовать в качестве замены обязательства по переводу платежей. Правомерно ли это?
25.10.2020

По поручению и за счет оператора по приему платежей платежный субагент принимает платежи от плательщиков для исполнения их обязательств перед поставщиками. Эти средства субагент оставляет в кассе, так как средств гарантийного фонда достаточно для выполнения обязательств перед оператором. Налоговая инспекция признала это нарушением, так как средства фонда являются обеспечением обязательств субагента и их нельзя использовать в качестве замены обязательства по переводу платежей. Правомерно ли это?

Вопрос: Платежный субагент, действуя по поручению и за счет оператора по приему платежей, осуществляет прием платежей от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств последних перед поставщиками, а также осуществляет последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями действующего законодательства платежный субагент со своего отдельного счета, открытого им в кредитной организации для осуществления расчетов при приеме платежей, обязан переводить на счет оператора по приему платежей все суммы принятых платежей не позднее 23.59 по московскому времени текущего дня, в котором приняты платежи, оформив платежное поручение.
Указанное обязательство платежный субагент обеспечивает путем пополнения гарантийного фонда. Размер гарантийного фонда рассчитан исходя из объема платежей, принимаемых ежедневно платежным субагентом, поэтому средств для выполнения обязательств платежным субагентом в гарантийном фонде достаточно.
Принятые наличные денежные средства от плательщиков платежный субагент не переводит оператору, а оставляет в кассе, считая, что средств гарантийного фонда достаточно для выполнения обязательств перед оператором.
При проверке налоговая инспекция признала действия платежного субагента в отношении использования гарантийного фонда нарушением, указывая, что сумма денежных средств, внесенная платежным субагентом в гарантийный фонд, является способом обеспечения обязательств платежного субагента и не может быть использована в качестве замены обязательства по переводу сумм принятых платежей от плательщиков. Правомерна ли позиция налоговой инспекции?
 
Ответ: Обязанность платежного субагента по переводу на счет оператора по приему платежей всей суммы принятых платежей не может выполняться за счет средств гарантийного фонда. Оставление при этом в кассе субагента принятых от физических лиц наличных денежных средств является административным правонарушением.
 
Обоснование: Деятельность платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон N 103-ФЗ).
В ст. 2 Закона N 103-ФЗ определены следующие понятия:
платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3);
оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4);
платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 5).
Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ч. 9 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). В силу ч. 4 ст. 8 Закона N 103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в ч. 14 и 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, не допускается. Данные правила распространяются на платежных субагентов (Письмо ФНС России от 22.04.2013 N АС-4-2/7548@ вместе с Письмом Банка России от 12.04.2013 N 14-27/406).
Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, является нарушение обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, являются платежные агенты. Следовательно, незачисление на специальный счет платежным агентом (субагентом) денежных средств, полученных от плательщиков, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 по делу N А09-2739/2013).
Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ, абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.01.2011 N 08-15/007041).
Таким образом, в рамках указанных выше полномочий налоговый орган осуществляет контроль исполнения платежным субагентом не договорных обязательств перед оператором по перечислению средств, которые, как указано в вопросе, обеспечиваются гарантийным фондом, а обязанностей, установленных положениями ч. 14 и 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, по использованию специального счета (счетов) при осуществлении деятельности платежного агента (субагента).
Как сказано в тексте вопроса, «принятые наличные денежные средства от плательщиков платежный субагент не переводит оператору, а оставляет в кассе…», что, на наш взгляд, может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, выражающегося в незачислении средств, полученных от плательщиков, на специальный банковский счет. В связи с этим полагаем, что платежный субагент может быть привлечен налоговым органом к административной ответственности по указанному основанию.
Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 N 13АП-5097/2015 по делу N А26-9111/2014 признано правомерным привлечение платежного агента к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в ситуации, когда инкассированные денежные средства вносились на специальный банковский счет не сразу после проведения инкассации, а через несколько дней.
 
О.Ю.Поздеев
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
14.08.2015