Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Правомерно ли орган ФМС России оштрафовал ИП по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (временно пребывающего в РФ в порядке, не требующем визы), имеющего патент, срок действия которого истек на момент заключения трудового договора?
25.10.2020

Правомерно ли орган ФМС России оштрафовал ИП по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (временно пребывающего в РФ в порядке, не требующем визы), имеющего патент, срок действия которого истек на момент заключения трудового договора?

Вопрос: Правомерно ли орган ФМС России оштрафовал ИП по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (временно пребывающего в РФ в порядке, не требующем визы), имеющего патент, срок действия которого истек на момент заключения трудового договора?
 
Ответ: Орган ФМС России правомерно оштрафовал работодателя по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях за привлечение к трудовой деятельности безвизового иностранца, имеющего патент, срок действия которого истек на момент заключения трудового договора. Однако суд может либо существенно снизить сумму штрафа за данное нарушение, либо признать нарушение малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ и освободить предпринимателя от административной ответственности, ограничившись устным предупреждением.
 
Обоснование: Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа в РФ на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ)).
Работодатели имеют право привлекать и использовать временно пребывающих иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Привлечение временно пребывающего иностранного гражданина к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента может обернуться для работодателя наложением штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. за каждого иностранца либо административным приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток, а для его должностных лиц — наложением штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 18.15, п. 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ).
Если же это нарушение совершено в г. Москве или г. Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то оно может повлечь: для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. за каждого иностранца либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток; для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от 35 000 до 70 000 руб.; для граждан — наложение административного штрафа в размере от 5000 до 7000 руб. (ч. 4 ст. 18.15, п. 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ).
Анализ судебной практики по вопросу правомерности привлечения предпринимателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ показывает, что в случае доказанности факта незаконного привлечения иностранного работника и соблюдения процедуры привлечения к ответственности со стороны контролирующих органов суды признают такой штраф правомерным (Постановления Верховного Суда РФ от 24.04.2015 N 307-АД15-658, от 27.04.2015 N 303-АД15-3337, Забайкальского краевого суда от 23.10.2014 N 7-376-2014).
Однако в некоторых случаях на основании ст. 2.9 КоАП РФ суды признавали нарушение по ч. 1 ст. 18.5 КоАП РФ малозначительным и освобождали предпринимателя от уплаты штрафа, ограничившись устным предупреждением (Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.02.2015 N Ф01-6373/2014, Верховного Суда РФ от 10.02.2015 N 308-АД14-4053 по делу N А32-42080/2013). Суды также учитывали разъяснения Пленума ВАС РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
В других случаях суды значительно снижали сумму штрафа, основываясь на ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ и позиции Конституционного Суда РФ (Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 N 08АП-6823/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 N 09АП-7846/2015). Ведь в Постановлениях Конституционного Суда РФ разъяснено, что минимальные размеры административных штрафов в некоторых случаях сопряжены со значительными денежными затратами, что может — при определенных обстоятельствах — противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод. В связи с этим минимальный размер административного штрафа может быть снижен на основе требований Конституции РФ (Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, от 25.02.2014 N 4-П). Так, суд может значительно снизить сумму штрафа, если нарушение было совершено впервые, не повлекло никаких последствий, отсутствует прямой умысел, у ответчика есть инвалидность и т.д.
 
Е.В.Апанасенко
Издательство «Главная книга»
17.08.2015