Вопрос: Организация — участник открытого конкурса на оказание услуг, проводимого государственным заказчиком (казенным учреждением), обратилась в контрольный орган в сфере закупок с жалобой на действия заказчика при проведении конкурса. До принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы организация отозвала жалобу. После этого организация обратилась в суд с заявлением о признании тех же действий заказчика, на которые указывалось в жалобе в контрольный орган в сфере закупок, неправомерными. Контрольный орган в сфере закупок указывает, что после отзыва жалобы организация не вправе подать по сути аналогичное заявление в суд. Правомерна ли указанная позиция контрольного органа в сфере закупок?
Ответ: Указанная позиция контрольного органа в сфере закупок неправомерна, так как отзыв жалобы в рассматриваемой ситуации не лишает организацию права обратиться в суд с заявлением о признании тех же действий заказчика, на которые указывалось в жалобе в контрольный орган в сфере закупок, неправомерными.
Обоснование: В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
На основании ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В силу ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
Анализируя вышеизложенные положения, приходим к выводу, что законодатель в ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ устанавливает безусловный запрет на подачу повторной жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если лицом ранее была отозвана первая жалоба на соответствующие действия (бездействие).
При этом в ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ никак не упоминается возможность или невозможность судебного обжалования тех действий (бездействия), в отношении которых была подана и затем отозвана жалоба.
Для разрешения данного вопроса необходимо установить, что имеется в виду под жалобой для целей ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ.
Если проанализировать содержание ст. 105 Закона N 44-ФЗ, можно заключить, что понятие жалобы, используемое в том числе и в ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, раскрывается в ч. 8 данной статьи: жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее также — жалоба).
Из сопоставления ч. 8 ст. 105 и ч. 1 и 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ следует, что под жалобой следует понимать исключительно жалобу, подаваемую в контрольный орган в сфере закупок, а не в суд.
Статья 105 Закона N 44-ФЗ не подразумевает обращение в суд в составе действия по обращению с жалобой в контрольный орган в сфере закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке.
Таким образом, лицо, которое отозвало жалобу в контрольный орган в сфере закупок, не лишается права обратиться в суд с заявлением о признании неправомерными тех же действий заказчика, на которые указывалось в жалобе в контрольный орган в сфере закупок. Порядок судебного обжалования регулируется гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
А.А.Болдырь
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
21.08.2015