Вопрос: Учитываются ли расходы на уплату компенсации стоимости рабочих мест для инвалидов в 2015 г. для целей налогообложения прибыли?
Ответ: В целях исключения налоговых рисков и споров с налоговыми органами расходы на уплату компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест для инвалидов в 2015 г. не должны учитываться в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, удовлетворяющие предусмотренным ст. 252 НК РФ критериям.
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Глава 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые).
В п. 1 ст. 13 Закона N 1032-1 установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона N 1032-1 мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству инвалидов является расходным обязательством федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.
Аналогичное мнение нашло свое отражение в Письме Минфина России от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15504, в котором дано разъяснение по учету в целях налогообложения прибыли компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест на территории г. Москвы. В частности, в указанном документе говорится о том, что с 1 января 2006 г. и по настоящее время на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.
Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 г. — компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.
Следовательно, расходы на уплату компенсационной стоимости рабочих мест для инвалидов в 2015 г. не учитываются при налогообложении прибыли.
Следует отметить, что существует и противоположная точка зрения по данному вопросу.
Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 25.01.2013 по делу N А40-134004/11-129-555 указано, что уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места предусмотрена Законом г. Москвы и связана с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы. При таких обстоятельствах эта компенсационная стоимость полностью отвечает критериям п. 1 ст. 252, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ и, следовательно, расходы по ее уплате обоснованно обществом отнесены в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли.
Таким образом, в целях исключения налоговых рисков и споров с налоговыми органами расходы на уплату компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест рекомендуем не учитывать в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
А.А.Болдырь
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
25.08.2015