Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Организация использует в своей деятельности транспортные средства. Нужно ли ей перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду данными объектами в 2015 г., учитывая разъяснение Минприроды России в Письме от 10.03.2015 N 12-47/5413 "О плате за негативное воздействие от передвижных источников"?
25.10.2020

Организация использует в своей деятельности транспортные средства. Нужно ли ей перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду данными объектами в 2015 г., учитывая разъяснение Минприроды России в Письме от 10.03.2015 N 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»?

Вопрос: Организация использует в своей деятельности транспортные средства. Нужно ли ей перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду данными объектами в 2015 г., учитывая разъяснение Минприроды России в Письме от 10.03.2015 N 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»?
 
Ответ: Плату за негативное воздействие на окружающую среду передвижными источниками загрязнения — транспортными средствами, по нашему мнению, нужно перечислять в 2015 г. до тех пор, пока не будут устранены все противоречия законодательства, связанные с взиманием данной платы с владельцев транспортных средств.
 
Обоснование: В Письме Минприроды России от 10.03.2015 N 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» сказано, что с 1 января 2015 г. взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством РФ не предусмотрено. Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 219-ФЗ) обновлено законодательство об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха. В частности, с 2015 г. за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон N 96-ФЗ)). В предыдущей редакции ст. 28 Закона N 96-ФЗ законодателем не уточнялся вид источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Также согласно новой редакции ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Но данная норма, измененная Законом N 219-ФЗ, вступит в силу лишь с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 12 Закона N 219-ФЗ).
Налицо коллизия правового поля, когда по одному закону платить надо, а по другому — нет. Если исходить из того, что специальные нормы при применении всегда имеют приоритет перед общими, то уже обновленная редакция ст. 28 Закона N 96-ФЗ является более весомой по сравнению с действующей и необновленной ст. 16 Закона N 7-ФЗ. Но не все так просто. Дело в том, что в Законе N 96-ФЗ сказано лишь о том, что должна взиматься плата за загрязнение стационарными источниками, при этом нет указаний по ее определению. Вместо этого дана отсылочная норма на законодательство РФ, под которым следует подразумевать именно Закон N 7-ФЗ.
Как раз во исполнение его норм и приняты подзаконные акты, регулирующие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в частности Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В этот документ пока не внесены поправки, исключающие передвижные источники из расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
А в форме расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204, до сих пор не исключен раздел, посвященный расчету платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами хозяйствующего субъекта. В Порядке заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденном названным Приказом Ростехнадзора N 204 (п. 20), также сказано, что нужно перечислять плату отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории муниципального образования.
В итоге до тех пор, пока не будут внесены поправки во все перечисленные документы, исключающие передвижные источники (транспортные средства) из объектов, по которым нужно вносить плату за загрязнение окружающей среды, у организаций будут возникать правовые риски при неперечислении данной платы, которая носит характер обязательного сбора именно в силу норм Закона N 7-ФЗ. А в действующей редакции этого акта автомобили по-прежнему остаются источниками, за эксплуатацию и использование которых нужно вносить плату за загрязнение окружающей среды.
 
С.В.Булаев
Консалтинговая группа «Аюдар»
25.08.2015