Вопрос: Арбитражным судом введено конкурсное производство в отношении организации-должника, утвержден конкурсный управляющий. В рамках своих полномочий конкурсный управляющий обратился в инспекцию гостехнадзора с запросом о представлении сведений о тракторах (иной технике), зарегистрированных за должником.
Из указанного органа в адрес конкурсного управляющего поступил отказ, из которого следовало, что арбитражный управляющий не является лицом, имеющим право в силу Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, на получение запрашиваемых сведений.
Правомерен ли отказ инспекции государственного технического надзора в представлении конкурсному управляющему сведений о технике, зарегистрированной за должником?
Ответ: В ситуации, когда арбитражным судом введено конкурсное производство в отношении организации-должника, утвержден конкурсный управляющий, который обратился в инспекцию гостехнадзора с запросом о представлении сведений о тракторах (иной технике), зарегистрированных за должником, отказ инспекции государственного технического надзора в представлении конкурсному управляющему сведений о зарегистрированной за должником технике по причине того, что арбитражный управляющий не является лицом, имеющим право на получение запрашиваемых сведений, является неправомерным.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 124 и п. 1 ст. 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, утверждение конкурсного управляющего.
На основании ст. 2 Закона о банкротстве конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Законом о банкротстве.
Согласно п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
В случае если иное не установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего (п. 3 ст. 20.3 Закона о банкротстве).
Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Минсельхозпродом России 16.01.1995 утверждены Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (далее — Правила), распространяющиеся на всех юридических лиц Российской Федерации и обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (п. п. 1.2, 1.3 Правил), согласно п. 1.12 которых государственным инженерам — инспекторам гостехнадзора запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением регистрационных действий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В состав лиц, предусмотренный п. 1.12 Правил, которым могут выдаваться справки о совершенных регистрационных действиях, арбитражные управляющие не включены.
Между тем следует учитывать, что законодательство о банкротстве является специальным и полномочия управляющего регулируются специальным федеральным законом, имеющим преимущество перед нормативным правовым актом министерства (Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А50-21637/2014, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу N А56-31709/2014 (Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2014 N Ф07-9919/2014 данное Постановление оставлено без изменения)).
Отказ административного органа в представлении запрошенных документов противоречит нормам Закона о банкротстве, препятствует реализации возложенных на конкурсного управляющего обязанностей при проведении процедуры банкротства и нарушает права и законные интересы заявителя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.02.2015 по делу N А33-4961/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 05.05.2015 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
На основании изложенного отказ инспекции государственного технического надзора в представлении конкурсному управляющему сведений о технике, зарегистрированной за должником, является неправомерным.
М.Ю.Мордасов
Юридическая компания «Юново»
28.08.2015