Вопрос: Организация постановлением местной администрации включена в перечень объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ. Какие локальные нормативные акты нужно принять? Нужно ли изменять штатное расписание для принятия каждого осужденного? Можно ли отказать осужденному в приеме на работу из-за отсутствия вакансий?
Ответ: Трудовым законодательством не предусмотрено принятие специального локального нормативного акта, регулирующего трудовые права осужденных при приеме на работу. Внесение изменений в штатное расписание производится при изменении наименования организации, изменении структуры, численности, оплаты труда, наименования должностей. Необоснованный отказ в приеме на работу осужденного, направленного в установленном порядке для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, и заключении с ним трудового договора является противозаконным, так как нарушает охраняемые законом интересы Российской Федерации, связанные с необходимостью исправления граждан, осужденных к уголовным наказаниям за совершение преступлений, и предупреждения совершения ими новых преступлений.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Прием на работу, согласно ст. 68 Трудового кодекса РФ, оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Работа, наименование должности в трудовом договоре указываются в соответствии со штатным расписанием (ст. 57 ТК РФ).
Штатное расписание — это нормативный документ предприятия, оформляющий структуру, штатный состав и численность организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности.
Следовательно, внесение изменений в штатное расписание производится при изменении структуры, численности, оплаты труда, наименования должностей.
Кроме того, при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). Так, законодатель закрепил обязательные локальные нормативные акты, которые работодатель обязан принять: правила внутреннего трудового распорядка, при наличии ППО — коллективный договор, положение о вахтовом методе, положение о служебных командировках, акт, регулирующий систему оплаты труда. При этом трудовым законодательством не предусмотрено принятие специального локального нормативного акта, регулирующего трудовые права осужденных при приеме на работу.
Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованный отказ в приеме на работу осужденного, направленного в установленном порядке для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, и заключении с ним трудового договора является противозаконным, так как нарушает охраняемые законом интересы Российской Федерации, связанные с необходимостью исправления граждан, осужденных к уголовным наказаниям за совершение преступлений, и предупреждения совершения ими новых преступлений.
Более того, исходя из п. 72 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утв. Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142) в случае необоснованного отказа организации в приеме на работу осужденного, не имеющего основного места работы, уголовно-исполнительная инспекция направляет информацию в органы прокуратуры. При этом инспекция продолжает работу по его трудоустройству.
Из положения ст. 64 ТК РФ следует, что отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.
Г.Г.Амирова
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
30.08.2015