Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » 03.07.2015 организация представила расчет РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам за I полугодие 2015 г. по действовавшей на тот момент форме. Территориальный орган ПФР принял расчет, но 11.08.2015 предложил представить расчет повторно с применением новой формы, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 04.06.2015 N 194п. Обязана ли организация повторно представить расчет? Вправе ли ПФР в случае отказа привлечь ее к ответственности по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ? Можно ли обжаловать письмо территориального органа ПФР от 11.08.2015?
25.10.2020

03.07.2015 организация представила расчет РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам за I полугодие 2015 г. по действовавшей на тот момент форме. Территориальный орган ПФР принял расчет, но 11.08.2015 предложил представить расчет повторно с применением новой формы, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 04.06.2015 N 194п. Обязана ли организация повторно представить расчет? Вправе ли ПФР в случае отказа привлечь ее к ответственности по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ? Можно ли обжаловать письмо территориального органа ПФР от 11.08.2015?

Вопрос: 3 июля 2015 г. организация представила в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за I полугодие 2015 г. Расчет РСВ-1 ПФР представлен на бумажном носителе по действовавшей на тот момент форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п, и принят территориальным органом ПФР.
11 августа 2015 г. от территориального органа ПФР в организацию поступило письмо, в котором территориальный орган ПФР предлагает представить расчет за I полугодие повторно с применением новой формы, которая утверждена Постановлением Правления ПФР от 04.06.2015 N 194п. В качестве обоснования в письме приводится ссылка на п. 2 Постановления Правления ПФР N 194п. Также в письме сообщается о возможном привлечении к ответственности по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Обязана ли организация принять предложение территориального органа ПФР и повторно представить расчет по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР N 194п? Вправе ли ПФР привлечь организацию к ответственности по ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ, в случае если организация проигнорирует предложение и повторно отчетность не представит? Можно ли обжаловать письмо территориального органа ПФР?
 
Ответ: Предложение территориального органа ПФР не основано на нормах законодательства, поэтому принимать его организация не обязана. Привлечь организацию к ответственности по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) в данном случае ПФР не вправе. При этом организация вправе обжаловать действия должностных лиц территориального органа ПФР, которые выступили авторами письма, содержащего предложение, не основанное на нормах законодательства.
Если организация будет привлечена к ответственности по вышеуказанной статье, то такие действия ПФР, по нашему мнению, будут нарушать ее права и, следовательно, организация может их обжаловать.
 
Обоснование: По общему правилу плательщики страховых взносов должны представлять в территориальные органы ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР в следующие сроки (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»):
— расчет на бумажном носителе — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
— расчет в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ, абз. 13 ст. 1 Закона N 27-ФЗ).
Следовательно, за I полугодие организация вправе отчитаться «на бумаге» с 1 июля по 17 августа 2015 г. (15 августа 2015 г. — это выходной день (суббота)). Следовательно, срок сдачи отчетности в ПФР за I полугодие 2015 г. на бумажном носителе переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, то есть на 17 августа 2015 г. (ч. 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ).
Из ситуации следует, что организация представила расчет в территориальный орган ПФР 3 июля 2015 г.
В силу ст. 3, п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются Пенсионным фондом РФ.
По состоянию на 3 июля 2015 г. действовало Постановление Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п, которым утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (Приложение N 1 к данному Постановлению), без учета изменений, внесенных Постановлением Правления ПФР от 04.06.2015 N 194п. Следовательно, организация обоснованно применила действующую на тот момент форму расчета и представила ее в территориальный орган ПФР.
Вместе с этим Постановлением Правления ПФР N 194п утверждена новая форма расчета РСВ-1 ПФР. Причем в силу п. 2 данного Постановления оно применяется начиная с представления расчета за I полугодие 2015 г.
Однако Постановление Правления ПФР N 194п вступило в силу только 7 августа 2015 г. Поэтому правовых оснований для применения этого Постановления до 7 августа 2015 г. и, соответственно, представления отчетности по новой форме до 7 августа, по нашему мнению, не имеется.
Добавим, что согласно Информации ПФР от 30.07.2015 «О новой форме РСВ-1 и форматах отчетности в ПФР» с 7 августа ПФР принимает только новую форму отчета на бумажном носителе. Это, на наш взгляд, подтверждает, что до 7 августа 2015 г. имелись правовые основания для представления отчетности по действующей на тот момент форме.
В связи с этим предложение территориального органа ПФР о повторном представлении отчетности за полугодие 2015 г. с применением новой формы РСВ-1 ПФР, на наш взгляд, не основано на нормах законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление организацией в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган ПФР по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Однако из ситуации следует, что расчет был представлен организацией в установленный срок по действующей на тот момент форме. Это значит, что привлечение организации к ответственности в случае непредставления отчетности в соответствии с предложением ПФР будет необоснованным.
Что же касается возможности обжалования данного письма ПФР, то в силу ст. 53 Закона N 212-ФЗ каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
При этом письмо территориального органа ПФР не является ни решением, ни актом ненормативного характера, поскольку принятие каких-либо актов в виде письма действующим законодательством РФ не предусмотрено. Представляется, что полученное письмо можно расценивать лишь как предложение, которое организация вправе принять или отклонить.
В том случае, если организация будет привлечена к ответственности, такие действия ПФР, по нашему мнению, будут нарушать ее права и в силу ст. 53 Закона N 212-ФЗ организация может обжаловать их в порядке ст. 54 Закона N 212-ФЗ.
 
Д.И.Шофман
ООО «ФондИнфо»
10.09.2015