Вопрос: Организация осуществляет торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы. Торговля осуществляется в двух арендуемых помещениях торгового центра: на первом этаже расположены два помещения, находящиеся друг напротив друга. В одном продается детская обувь, в другом — взрослая. При этом название магазина одно. Площадь одного торгового зала — 27 кв. м, другого — 30 кв. м, общая — 57 кв. м. Какой физический показатель применить для уплаты торгового сбора?
Ответ: Если согласно инвентаризационным документам торговые залы, расположенные на первом этаже друг напротив друга, относятся к одному объекту розничной торговли, имеющему торговый зал (магазину или павильону), то для целей исчисления торгового сбора принимается физический показатель «1 кв. м площади торгового зала», так как общая площадь составляет 57 кв. м. Если торговые залы относятся к разным объектам торговли, то при исчислении торгового сбора учитывается отдельно каждое помещение, то есть применяется физический показатель «Объект осуществления торговли» по каждому магазину, так как площадь каждого менее 50 кв. м.
Обоснование: Пунктом 1 ст. 411 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 413 НК РФ сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
К торговой деятельности в целях применения торгового сбора согласно п. 2 ст. 413 НК РФ относятся следующие виды торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Понятие «объект осуществления торговли» содержится в п. 4 ст. 413 НК РФ. Это здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Понятие «торговый объект» прописано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно п. 1 ст. 415 НК РФ ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.
По разъяснениям Минфина России (Письма от 19.06.2015 N 03-11-06/35766, от 17.06.2015 N 03-11-11/35026, от 15.06.2015 N 03-11-06/3/34389, от 28.04.2015 N 03-11-06/24456, от 28.04.2015 N 03-11-06/24456) на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на 1 кв. м торгового зала. На объект организации торговли, не имеющий торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на объект осуществления торговли.
Согласно Закону г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» ставки сбора в отношении торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами установлены:
1) до 50 кв. м (включительно) — на физический показатель «Объект осуществления торговли»;
2) свыше 50 кв. м — на физический показатель «1 кв. м площади торгового зала».
Что касается уплаты торгового сбора в отношении торговли в двух помещениях, расположенных на первом этаже и находящихся друг напротив друга, то в настоящий момент отсутствуют какие-либо официальные разъяснения.
Согласно п. 5 ст. 415 НК РФ под площадью объекта торговли понимается площадь торгового зала, которая определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.
Подпунктом 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ установлено, что площадь торгового зала — это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Минфин России в Письме от 29.04.2015 N 03-11-06/24876 со ссылкой на п. 4 ст. 346.43 НК РФ указал, что к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся документы на объект стационарной торговой сети, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).
Статья 346.27 гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ содержит аналогичное ст. 346.43 НК РФ понятие площади торгового зала. Это часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях гл. 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам также относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы) (Письма Минфина России от 14.02.2008 N 03-11-04/3/71, от 19.05.2010 N 03-11-11/143).
В отношении применения специального налогового режима ЕНВД Минфин России дал разъяснения в указанных Письмах:
— если арендованные помещения, находящиеся в одном здании и имеющие торговые залы, согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся к одному торговому объекту (магазину или павильону), то учитывается общая площадь торговых залов всех переданных в аренду помещений;
— если согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам арендованные помещения, предназначенные для торговли и находящиеся в одном здании, являются разными торговыми объектами, то площадь торгового зала по каждому такому торговому объекту должна учитываться отдельно.
По нашему мнению, указанное применимо и к торговому сбору.
Таким образом, если согласно инвентаризационным документам торговые залы, расположенные на первом этаже друг напротив друга, относятся к одному объекту розничной торговли, имеющему торговый зал (магазину или павильону), то для целей исчисления торгового сбора принимается физический показатель «1 кв. м площади торгового зала», так как общая площадь составляет 57 кв. м.
Если торговые залы относятся к разным объектам торговли, то при исчислении торгового сбора учитывается отдельно каждое помещение, то есть применяется физический показатель «Объект осуществления торговли» по каждому магазину, так как площадь каждого менее 50 кв. м.
И.В.Разумова
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
10.09.2015