Вопрос: В г. Москве с 01.07.2015 вступил в действие Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе». Подпадает ли под его действие деятельность общественного питания? Организация имеет кафе, где продает готовые к употреблению блюда, произведенные самой организацией, и одновременно продает сопутствующие покупные товары, такие как соки, пиво, мороженое.
Ответ: Если организация реализует продукцию собственного производства и покупные товары в кафе, то она осуществляет деятельность по оказанию услуг общепита. При этом реализация покупных товаров также производится через объект организации общественного питания, а не через объект осуществления торговли.
Следовательно, организация, оказывающая услуги общественного питания, в том числе реализующая покупные товары, не может признаваться плательщиком торгового сбора.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
С 1 июля 2015 г. на территории г. Москвы торговый сбор введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» в отношении следующих видов деятельности:
— торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли);
— развозной и разносной розничной торговли;
— торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
— организации розничных рынков.
Подпунктом 2 п. 4 ст. 413 НК РФ установлено, что торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что торговая деятельность — это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Такое же понятие содержится в ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденном Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст.
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничная торговля — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
Пунктом 1 разд. 2 ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст) (далее — ГОСТ) определено, что общественное питание — самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Согласно п. 41 разд. 2 ГОСТ услуга общественного питания (индустрии питания) — результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
На основании вышеизложенного, если организация реализует продукцию собственного производства и покупные товары в кафе, она осуществляет деятельность по оказанию услуг общепита, а не торговлю. При этом реализация покупных товаров также производится через объект организации общественного питания, а не через объект осуществления торговли.
Следовательно, организация, оказывающая услуги общественного питания, в том числе реализующая покупные товары, не может признаваться плательщиком торгового сбора.
И.В.Разумова
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
11.09.2015