Вопрос: Организация (застройщик-заказчик) осуществляет технический надзор. Иногда указанная организация выполняет для инвестора функцию технического заказчика. Будет ли указанная деятельность рассматриваться как посредническая в целях налогообложения НДС?
Ответ: Технический надзор за качеством строительства в интересах инвестора и функция технического заказчика являются посреднической деятельностью в целях налогообложения НДС. Однако, в случае когда организация-застройщик, кроме посреднической деятельности, одновременно участвует в строительстве в качестве, например, подрядчика, ее деятельность не будет являться исключительно посреднической, поскольку будет иметь место и самостоятельная деятельность.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон N 39-ФЗ) субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона N 39-ФЗ заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
В силу п. 6 ст. 4 Закона N 39-ФЗ субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Для выяснения вопроса, является ли технический надзор и функция технического заказчика посреднической деятельностью, обратимся к арбитражной практике.
В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 27.03.2002 N 1636/01 (направлено Письмом МНС России от 09.08.2002 N ШС-6-14/1213), ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.06.2004 N А69-1438/03-11-10-Ф02-2003/04-С1, ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2003 N А52/81/2003/2 говорится, что технический надзор за качеством строительства в интересах инвестора (заказчика) является посреднической услугой.
В п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указано, что во взаимоотношениях с инвестором застройщик (технический заказчик), не выполняющий одновременно функций подрядчика, в целях применения положений гл. 21 Налогового кодекса РФ является посредником и к нему применяются положения п. 1 ст. 156 НК РФ.
Этот вывод сделан без каких-либо дополнительных условий признания застройщика в качестве посредника.
Таким образом, технический надзор и функция технического заказчика квалифицируются судами как посредническая деятельность. Однако в том случае, когда организация-застройщик, кроме посреднической деятельности, одновременно участвует в строительстве в качестве, например, подрядчика, ее деятельность не будет являться исключительно посреднической, поскольку будет иметь место и самостоятельная деятельность. Так, в указанном ранее п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 33 было указано на то, что в целях применения положений гл. 21 НК РФ надлежит квалифицировать в качестве посредника того застройщика (технического заказчика), который одновременно не выполняет функции подрядчика.
Н.Н.Матюнина
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
18.09.2015