Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Работник потерял трудовую книжку, где были сделаны записи по основному месту работы. Может ли отдел кадров принять при трудоустройстве работника трудовую книжку, в которой есть записи только о работе по совместительству, и внести в нее записи о работе в организации? Что делать в этой ситуации?
20.10.2020

Работник потерял трудовую книжку, где были сделаны записи по основному месту работы. Может ли отдел кадров принять при трудоустройстве работника трудовую книжку, в которой есть записи только о работе по совместительству, и внести в нее записи о работе в организации? Что делать в этой ситуации?

Вопрос: При трудоустройстве работник принес в отдел кадров трудовую книжку, в которой есть записи только о работе по совместительству. Работник пояснил, что записи по основному месту работы у него были сделаны в другой трудовой книжке, которую он потерял. Может ли работник отдела кадров принять такую трудовую книжку и внести в нее записи о работе в организации? И что делать в подобной ситуации?
 
Ответ: Прямого запрета на то, чтобы работодатель взял трудовую книжку, в которой есть записи только о работе по совместительству, и внес в нее запись о работе, в законодательстве нет. Однако в трудовой книжке работника должны сначала быть сведения об основной работе, а затем о работе по совместительству, поскольку записи о работе по совместительству вносятся по основному месту работы. Поскольку данные записи отсутствуют, рекомендуем оформить новую трудовую книжку или дубликат трудовой книжки.
 
Обоснование: Трудовой кодекс РФ не содержит оснований для отказа в принятии трудовой книжки работника.
Вместе с тем ст. 66 ТК РФ устанавливает, что по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. Таким образом, записи о работе по совместительству вносятся по месту основной работы.
Аналогичное положение содержится в п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (далее — Правила).
Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 10.04.2013 по делу N 11-8988/2013 указано, что в соответствии со ст. 65 ТК РФ и п. п. 3 и 40 Правил трудовые книжки хранятся у работодателя по основному месту работы.
Таким образом, в трудовой книжке работника не могут содержаться данные только о работе по совместительству.
Кроме того, трудовое законодательство не предполагает возможности для работника иметь две трудовые книжки.
В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (ст. 65 ТК РФ). Согласно ч. 4, 5 ст. 66 ТК РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Трудовая книжка на работника ведется только по его основному месту работы, что исключает возможность оформления на работника нескольких трудовых книжек (Определение Московского областного суда от 01.06.2010 по делу N 33-10472).
При этом Правила регламентируют порядок оформления дубликата трудовой книжки. Так, согласно п. 31 лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления. Следовательно, если работник заявил об утрате трудовой книжки, в которой содержатся сведения об основной работе, работодатель может оформить ему дубликат трудовой книжки.
В дубликат трудовой книжки вносятся следующие данные:
а) сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами;
б) сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.
Если работник впоследствии найдет трудовую книжку, он может предъявить ее работодателю. Утерянную ранее трудовую книжку работник может предъявить работодателю при наступлении страхового случая в соответствии с п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91.
 
Е.В.Шестакова
Генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»
18.03.2014