Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах РФ, оказывает услуги по перевозке груза из пункта вне РФ в пункт на территории РФ. Правомерно ли налоговый орган в рамках налоговой проверки НДС решил, что транспортно-экспедиционные услуги оказаны в РФ, на том основании, что акт оказания услуг составлен в РФ?
20.10.2020

Иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах РФ, оказывает услуги по перевозке груза из пункта вне РФ в пункт на территории РФ. Правомерно ли налоговый орган в рамках налоговой проверки НДС решил, что транспортно-экспедиционные услуги оказаны в РФ, на том основании, что акт оказания услуг составлен в РФ?

Вопрос: По результатам налоговой проверки НДС налоговый орган сделал вывод о том, что местом оказания транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, при перевозке из пункта назначения за пределами РФ в пункт назначения на территории РФ является РФ. Основанием для указанного вывода послужило лишь то, что местом составления акта оказанных услуг поименован город на территории РФ. Правомерна ли позиция инспекторов?
 
Ответ: У налоговых органов отсутствуют правовые основания утверждать, что, так как местом составления акта оказанных услуг поименован город на территории РФ, для целей НДС местом оказания транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, при перевозке из пункта назначения за пределами РФ в пункт назначения на территории РФ является РФ.
 
Обоснование: Действительно, на практике встречается понимание налоговыми органами положений пп. 2 п. 4 ст. 148 Налогового кодекса РФ как свидетельствующих в пользу того, что место реализации можно установить исходя из места составления документа.
Однако указанный подход в рассматриваемой ситуации не представляется верным. Применительно к определению места оказания именно транспортно-экспедиционных услуг необходимо руководствоваться положениями пп. 4.1 п. 1 и пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ. Настоящий вывод вытекает в том числе из разъяснений Минфина России (Письма Минфина России от 03.12.2012 N 03-07-08/335, от 26.07.2012 N 03-07-08/218).
Анализ данных норм законодательства и Писем Минфина России позволяет заключить, что, если транспортно-экспедиционные услуги оказываются иностранной организацией при перевозке из пункта назначения за пределами РФ в пункт назначения на территории РФ, применению подлежат именно положения пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ.
Положения п. 4 ст. 148 НК РФ, на которые на практике ссылаются инспекторы, не предусматривают возможности определения места оказания услуг для целей НДС исходя из того, какое место составления документа указано в его содержании. Эти документы необходимы лишь для подтверждения того, что отношения у налогоплательщика существуют именно с иностранной организацией, или для того, чтобы можно было установить международный характер перевозки (см., например, Определение ВАС РФ от 11.11.2011 N ВАС-14143/11 по делу N А50-18663/2010).
 
Д.Ю.Ладыгин
Юрист
Группа компаний «КСК групп»
18.03.2014