Вопрос: Организация обратилась в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора аукциона, выразившиеся в нарушении порядка проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования участком акватории реки. По мнению заявителя, объявление перерыва в аукционе, после которого были приняты новые участники, является нарушением антимонопольного законодательства.
Нарушил ли в рассматриваемой ситуации организатор аукциона антимонопольное законодательство и порядок проведения аукциона?
Ответ: Организатор аукциона, объявив перерыв в аукционе, нарушил антимонопольное законодательство и порядок проведения аукциона, что подтверждается сложившейся судебной практикой по данному вопросу.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
На основании ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
В силу ч. 2 ст. 16 ВК РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Согласно ч. 5 ст. 16 ВК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
В п. 7 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 (далее — Правила), организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер шага аукциона.
Необходимо обратить внимание, что Правила не предусматривают возможность производить перерыв в процедуре открытого аукциона.
Рассмотрим позицию судов по данному вопросу.
Так, в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 N А12-29790/2013 разъясняется, что возможность отложения либо перерыва процедуры аукциона действующим законодательством не предусмотрена. Отсутствие запрета отложения либо перерыва следует из целей и задач аукциона (торгов).
Таким образом, исходя из системного анализа вышеприведенных норм, а также примеров из судебной практики следует, что в рассматриваемой ситуации организатор аукциона нарушил антимонопольное законодательство и порядок проведения аукциона.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
24.09.2015