Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Орган службы занятости направил гражданина в организацию для участия в общественных работах. При его обращении в организацию выяснилось, что уже принят другой гражданин. Вправе ли она отказать гражданину в заключении срочного трудового договора?
25.10.2020

Орган службы занятости направил гражданина в организацию для участия в общественных работах. При его обращении в организацию выяснилось, что уже принят другой гражданин. Вправе ли она отказать гражданину в заключении срочного трудового договора?

Вопрос: Орган службы занятости направил гражданина в организацию для участия в общественных работах. При обращении гражданина в организацию выяснилось, что на данную общественную работу уже принят другой гражданин. Вправе ли организация отказать гражданину в заключении срочного трудового договора об участии в общественных работах?
 
Ответ: Организация не вправе отказать гражданину в заключении срочного трудового договора об участии в общественных работах, направленному органами службы занятости.
 
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) проведение оплачиваемых общественных работ организуют органы службы занятости в целях обеспечения временной занятости населения.
В соответствии с п. 4 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (далее — Положение N 875), общественные работы проводятся в организациях по договорам.
Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ (п. 10 Положения N 875).
В указанных договорах определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ, в том числе о полномочиях органа службы занятости осуществлять предварительный подбор кадров для работодателя.
Условиями договора определяются производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда (п. 10 Положения N 875).
На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ (п. 11 Положения N 875).
Кроме того, органы службы занятости при организации общественных работ осуществляют учет граждан, направленных на общественные работы (п. 23 Положения N 875). В силу п. 1 ст. 26 Закона о занятости работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
Однако право на участие в общественных работах имеют только граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане.
При этом в отношении безработных граждан, не получающих пособия по безработице, а также безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев, при приеме на общественные работы действует приоритетное право, установленное п. 2 ст. 24 Закона о занятости.
Таким образом, работник направляется органами службы занятости к работодателю в соответствии с договором между органами службы занятости и работодателем. Количество направленных работников соответствует количеству, указанному в договоре. Работодатель не может принять на общественные работы больше работников, чем указано в договоре и направлено органами службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу (абз. 3 п. 2 ст. 24 Закона о занятости).
В случае нарушения условий договора, заключенного между работодателем и органами службы занятости, в части приема на работу гражданина, не имеющего направления органов службы занятости, действие такого договора может быть прекращено досрочно по требованию органов службы занятости с даты, указанной в письменном уведомлении о расторжении договора, если такая возможность предусмотрена договором.
Необходимо отметить, что п. 10 ст. 22.2 Закона о занятости предусмотрено, что работодатель в случае нарушения им условий соглашения или расторжения им трудового договора с работником, за исключением случаев, предусмотренных соглашением, возмещает субъекту Российской Федерации средства в размере фактически предоставленных работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, и остаток средств финансовой поддержки, предусмотренных сертификатом, в полном объеме или в объеме средств, предусмотренных сертификатом на привлечение одного работника для его трудоустройства, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашением.
Таким образом, работодатель не вправе принимать на общественные работы, осуществляемые на основе договора с органами службы занятости, иных лиц, кроме тех, что направил орган службы занятости, а значит, и отказать гражданину в заключении срочного трудового договора на участие в общественных работах на основании того, что на данную общественную работу принят другой гражданин.
 
И.А.Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Государственная инспекция труда
в Челябинской обл.
25.09.2015