Главная » Правовая база » Вопрос-ответ официально » Торговая организация является арендатором помещения. Само помещение состоит из торгового зала, офиса и бытовой комнаты. Договор аренды заключен на общую площадь без подразделения ее на отдельные помещения. С какой площади уплачивать торговый сбор?
25.10.2020

Торговая организация является арендатором помещения. Само помещение состоит из торгового зала, офиса и бытовой комнаты. Договор аренды заключен на общую площадь без подразделения ее на отдельные помещения. С какой площади уплачивать торговый сбор?

Вопрос: Торговая организация является арендатором помещения. Само помещение состоит из торгового зала, офиса и бытовой комнаты. Договор аренды заключен на общую площадь без подразделения ее на отдельные помещения. С какой площади уплачивать торговый сбор?
 
Ответ: Площадь торгового зала для целей исчисления торгового сбора должна определяться на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Если она не выделена в договоре, но имеются другие документы, в которых она выделена, то, на наш взгляд, возможно использовать фактическую площадь торгового зала. Если из документов возможно определить, что вся арендуемая площадь относится к торговому залу, то есть риск, что торговый сбор будет рассчитан с общей площади всего помещения. В то же время, если из документов не следует, что помещение относится к торговому залу, торговый сбор может быть рассчитан как для объекта осуществления торговли, не имеющего торгового зала.
 
Обоснование: Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (ст. 412 Налогового кодекса РФ).
К торговой деятельности в целях гл. 33 НК РФ относится в частности торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), а также торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
При этом объектом осуществления торговли признается здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор (ст. 413 НК РФ).
В законодательстве есть определение торгового зала — специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (п. 112 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст)).
Площадь торгового зала определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ как часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (п. 5 ст. 415 НК РФ). Такими документами могут быть договор купли-продажи, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды нежилого помещения или его части (частей) на основе возмездного и безвозмездного пользования и другие документы (см. Письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15).
Поэтому площадь помещения, непосредственно используемого для продажи товаров, должна найти отражение в инвентаризационных и правоустанавливающих документах, например, на плане или схеме, разграничение площадей рекомендуется отражать и в договоре аренды (см. Письмо Минфина России от 29.04.2015 N 03-11-06/24876).
Если рассматривать региональное законодательство г. Москвы, то согласно Закону г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе» среди физических показателей присутствует как объект осуществления торговли (в частности, для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами до 50 кв. м включительно), так и площадь торгового зала (для торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами свыше 50 кв. м) и соответствующие им ставки сбора.
Таким образом, если из инвентаризационных и правоустанавливающих документов возможно определить, что вся арендуемая площадь относится к торговому залу, то есть риск, что торговый сбор будет рассчитан с общей площади всего помещения. В то же время, если из документов не следует, что помещение относится к торговому залу, торговый сбор может быть рассчитан как для объекта осуществления торговли, не имеющего торгового зала.
 
Н.А.Ситникова
Первый Дом Консалтинга «Что делать Консалт»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
30.09.2015