Письмо Минфина России от 3 июля 2020 г. N 06-04-12/03/57489 О получении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрел обращение по вопросу получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и сообщает.

Источник: www.garant.ru

Федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг установлены в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации”, а также совершенствования системы межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 N 621 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг” установлено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемой субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов), рассчитываются на основании ежегодно определяемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой следующих федеральных стандартов:

– федеральный стандарт социальной нормы площади жилья;

– федеральный стандарт уровня платежей граждан;

– федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе;

– федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц (далее – федеральные стандарты).

Указанный документ утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг”.

Федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг ежегодно устанавливались постановлениями Правительства Российской Федерации.

При этом, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.1999 N 205 установлено, что федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг используется только как инструмент межбюджетных отношений при расчете межбюджетных трансфертов.

Кроме того, федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливались в соответствии с частью пятой статьи 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики” (далее – Закон N 4218-1).

Согласно части шестой статьи 15 Закона N 4218-1 федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьей 15.3 Закона N 4218-1 Правительством Российской Федерации в целях распределения передаваемой из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях установлен порядок учета расходов на содержание, ремонт жилья и оплату коммунальных услуг в части, не покрываемой за счет вносимой гражданами платы за жилье и коммунальные услуги.

Указанная финансовая помощь предоставлялась в форме:

1) субвенций на возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со статьей 15.6 Закона N 4218-1;

2) субсидий на компенсацию расходов на предоставление установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности;

3) дотаций на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

4) дотаций на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных в ведение органов местного самоуправления.

Впоследствии статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” внесены изменения в Закон N 4218-1.

В соответствии с внесенными указанным законом изменениями согласно части шестой статьи 15 Закона N 4218-1 федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг применяются для расчета объема межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 15.3 Закона N 4218-1 за счет средств федерального бюджета межбюджетные трансферты на возмещение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства могли предоставляться в форме:

1) субвенций из Фонда компенсаций на финансирование в соответствии с законодательством Российской Федерации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан;

2) субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Закон N 4218-1 утратил силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – ЖК).

Таким образом, за счет средств федерального бюджета обеспечивалось предоставление вышеуказанных межбюджетных трансфертов.

Кроме того, постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие федеральные стандарты, не устанавливали меры социальной поддержки каких-либо категорий граждан, подлежащих обеспечению за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 159 ЖК в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 указанной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Финансирование расходов на предоставление указанных субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для получения услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин может обратиться в соответствующие органы социальной защиты или воспользоваться порталом государственных и муниципальных услуг по месту проживания.

Добавить комментарий

Закрыть меню