Письмо Минфина России от 26 июня 2020 г. N 03-05-05-02/55320 О налогообложении земельных участков, закрепленных за учреждениями, отнесенными к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ

Минфин России рассмотрел обращение ФГБУК (далее – Учреждение) по вопросу налогообложения земельных участков, закрепленных за учреждениями, отнесенными к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, и сообщает следующее.

Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (далее – объекты культурного наследия).

В соответствии с Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 “Об особо ценных объектах национального наследия России” Государственный Эрмитаж отнесен к особо ценным объектам национального наследия России.

Письмом Минфина России от 12.10.2018 N 03-05-05-02/73459 Учреждению разъяснено, что основанием для непризнания принадлежащих ему на праве бессрочного пользования земельных участков является наличие на земельном участке объектов культурного наследия.

Ссылка Учреждения на письма Минфина России (от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12, которым доведено до ФНС России письмо Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840; от 18.06.2013 N 03-05-04-01/22663) не противоречит выводам, сделанным в письме Минфина России, направленном в адрес Учреждения.

Указанными письмами было разъяснено, что в целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность Российской Федерации на праве собственности. При этом отмечено, что при наличии на едином земельном участке объектов, как относящихся, так и не относящихся к объектам культурного наследия, указанный земельный участок не является объектом налогообложения земельным налогом.

Позиция Учреждения основана на неверной трактовке писем Минфина России и Минэкономразвития России и заключается в том, что, по мнению Учреждения, все земельные участки, закрепленные за Учреждением, не признаются объектами налогообложения земельным налогом вне зависимости от наличия на них объектов культурного наследия.

Между тем, включение Учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении всех земельных участков, закрепленных за Учреждением.

Земельные участки, на которых расположены объекты, не внесенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в обороте не ограничены и подлежат налогообложению на общих основаниях. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Определение ВАС РФ от 13.12.2013 N ВАС-17297/13 по делу N А62-6619/2012, Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2015 N 310-КГ15-10792 по делу N А23-5895/2013).

Учитывая, что за Учреждением закреплен ряд земельных участков, на которых отсутствуют объекты культурного наследия, оно письмом обратилось в Минфин России с просьбой о выделении субсидии на уплату земельного налога в отношении указанных земельных участков.

По вопросу выделения субсидий на уплату земельного налога за период 2016-2019 годов сообщается, что на момент поступления обращения в Минфин России действующая редакция Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1496 (далее – Положение N 1496), предусматривала возможность выделения в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, в том числе, федеральным государственным учреждениям, на основании представленных от них предложений (не позднее 15 апреля текущего финансового года) путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (пункт 46 Положения N 1496).

Учитывая, что обращение Учреждения поступило в Минфин России 04.07.2019, Учреждению в устном порядке было разъяснено о действующей процедуре и об истечении срока представления таких предложений (согласно пункту 46 Положения N 1496), а также сообщено о возможности направить свои Предложения повторно при формировании проекта федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов” (“осенние” поправки) (далее – Законопроект).

При формировании Законопроекта соответствующих предложений от Учреждения по выделению дополнительных ассигнований на уплату земельного налога в Минфин России не поступало.

Добавить комментарий

Закрыть меню