Письмо Минфина России от 17 июня 2020 г. N 24-05-07/52262 О рассмотрении обращения

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение, содержащее предложения о мерах поддержки малого и среднего бизнеса в сфере государственных закупок в условиях кризиса, в рамках компетенции сообщает следующее.

По вопросу 1 в части описания объекта закупки, сообщаем следующее.

Положения статьи 33 Закона N 44-ФЗ# Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), устанавливающие правила описания объекта закупки, запрещают заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару.

Наряду с указанными запретами заказчик обязан установить требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.

Более того, положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ обязывают заказчика при описании закупаемого товара, работы, услуги использовать технические регламенты и документы национальной системы стандартизации.

Такая обязанность заключается в необходимости надлежащего описания заказчиком объекта закупки, что является ключевым условием приемки качественного товара, работы, услуги по итогам исполнения контракта.

Одновременно с этим отмечаем, что поскольку законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях федеральных законов, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, заказчик самостоятельно формирует объект закупки с учетом своих потребностей, целей осуществления закупки, а также с учетом ограничений, в том числе не позволяющих при осуществлении торгов включать в один лот технологически и функционально не взаимосвязанные между собой товары, работы, услуги.

По вопросам, изложенным в пункте 2 обращения, сообщаем.

В отношении предложения об оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (далее соответственно – СМП, СОНКО) при проведении любых закупок, в том числе без установления ограничения, предусмотренного статьей 30 Закона N 44-ФЗ, сообщаем, что указанное ограничение является инструментом поддержки СМП, СОНКО.

Кроме того, во исполнение пункта 5 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 27.04.2020 N АБ-П13-70пр в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Минфином России письмом от 14.05.2020 N 01-02-02/24-39327 направлены предложения о внесении изменений в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие:

распространение преимуществ, предусмотренных положениями статьи 30 Закона N 44-ФЗ, не только на СМП, СОНКО, но и на субъекты среднего предпринимательства;

увеличение минимального объема закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с 15 до 30 процентов совокупного годового объема закупок.

В отношении предложения об упразднении права заказчика устанавливать требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей, из числа СМП, СОНКО, предусмотренного частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, сообщаем, что соответствующие положения в указанной норме Закона N 44-ФЗ предусмотрены в целях увеличения объема закупок у субъектов СМП, СОНКО.

Также сообщаем, что в настоящее время Минфином России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, предусматривающий комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок.

Одновременно с этим, в настоящее время Правительством Российской Федерации утверждён и реализуется План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее – План), в котором отражены меры поддержки отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска.

В рамках реализации Плана также были реализованы дополнительные меры, направленные на упрощение доступа участников закупок к государственным и муниципальным закупкам, а также на снижение их финансовой нагрузки, связанной с участием в закупках и исполнением контрактов.

Так, Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” и Федеральным законом от 24.04.2020 N 124-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции” внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, в том числе:

установлено право заказчика не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств, за исключением, если контрактом предусмотрена выплата аванса;

снижен минимально возможный размер обеспечения контракта (с 5% до 0,5%), в случае установления требования о предоставлении такого обеспечения;

если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участниками которого могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, то размер обеспечения контракта рассчитывается от цены контракта, по которой заключается контракт;

списание сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом;

изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги,

если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Следует отметить, в дополнение к указанным выше мерам поддержки, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 630, предусмотрена возможность увеличения в 2020 году авансовых платежей в размере до 50% суммы контракта (договора).

Таким образом, Правительством Российской Федерации обеспечивается реализация комплекса мер поддержки отраслей экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе мер поддержки, предусмотренных для участников государственных и муниципальных закупок.

В отношении мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, сообщаем, что в настоящее время приняты системные меры поддержки субъектов МСП.

Так, в рамках реализации Национального проекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” и Федерального проекта “Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства” (далее – Федеральный проект) до 20% увеличен обязательный объем закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, а также до трех лет расширен горизонт планирования у таких лиц.

Более того, Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 (далее – Постановление N 1352), предусмотрена возможность утверждения заказчиками программ партнерства с субъектами МСП, которые позволяют реализовывать комплекс мероприятий, направленных на формирование реестра (перечня) субъектов МСП, поставляющих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по договорам, заключенным между указанными субъектами и заказчиком либо между указанными субъектами и поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заключившим договор с заказчиком, участниками которых может быть неограниченное количество субъектов МСП.

Программы партнерства должны содержать, в том числе порядок оказания информационной поддержки субъектам МСП, включая обязательства заказчика по распространению информации о номенклатуре текущих и перспективных технологических потребностей, планируемых объемах закупок на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Одновременно с этим, в целях совершенствования и расширения практики применения указанных механизмов в рамках Федерального проекта также реализуются мероприятия по внедрению механизмов и разработке методических рекомендаций развития (“выращивания”) поставщиков – субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков, в том числе с использованием инфраструктуры поддержки МСП.

Таким образом, в настоящее время предусмотрены механизмы, направленные на долгосрочное взаимодействие субъектов МСП с заказчиками, а также на доступ таких лиц к закупкам отдельных видов юридических лиц, при этом являющихся не только хозяйственными обществами.

По вопросу 3 в части установления предельного размера начальной (максимальной) цены контракта (договора) для закупок товаров, работ, услуг, участниками которых могут быть только субъекты СМП, СОНКО, а также субъекты МСП, сообщаем, что законодательством Российской Федерации предусмотрены предельные размеры начальной (максимальной) цены контракта (договора):

не более 20 миллионов рублей при осуществлении закупок, участниками которых могут быть только субъекты СМП, СОНКО, в соответствии с Законом N 44-ФЗ;

не более 200 миллионов рублей при осуществлении закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

В отношении вопроса об установлении предварительного согласования укрупнения лотов сообщаем, что в настоящее время обеспечивается масштабная реформа контрактной системы в сфере закупок, основным целями которой, в том числе являются оптимизация и сокращение сроков осуществления закупок, а также оптимизация деятельности органов контроля в сфере закупок, в связи с чем, указанные предложения не соответствуют поставленным целям, поскольку вводят дополнительные временные ограничения на осуществление закупок, необходимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По вопросу 4 в части предоставления заказчикам права разрабатывать проекты типовых контрактов, сообщаем следующее.

Федеральным органам исполнительной власти, Госкорпорации “Росатом”, Госкорпорации “Роскосмос”, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, предоставлено право разработки и утверждения типовых контрактов, типовых условий контрактов в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606, которые размещаются в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов единой информационной системе в сфере закупок (далее соответственно – библиотека типовых контрактов, ЕИС).

По состоянию на 17.06.2020 в библиотеке типовых контрактов содержится 33 типовых контрактов и типовых условий контрактов, разработанных федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорациями “Росатом” и “Роскосмос”.

Типовые контракты, типовые условия контрактов, разработанные для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, размещаются в региональных информационных системах в сфере закупок субъектов Российской Федерации (при наличии).

По вопросам, связанным с применением и (или) изменением положений типовых контрактов, типовых условий контрактов, заявитель вправе обратиться к разработчикам таких типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Дополнительно сообщаем, что в целях развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, обеспечения участия граждан в управлении делами государства Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2013 N 183 утверждены правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса “Российская общественная инициатива”.

Таким образом, заявитель вправе направить свои предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации посредством Интернет-ресурса “Российская общественная инициатива”, расположенном по адресу: www.roi.ru.

Добавить комментарий

Закрыть меню