Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Источник: www.garant.ru
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 июня 2020 г. кассационную жалобу Шумратовой Марины Владимировны на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 11 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 июля 2019 г.
по делу N 2-1030/2019 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска по иску Шумратовой Марины Владимировны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клинико-диагностический центр», Министерству здравоохранения Хабаровского края о признании незаконными отказов в выдаче рецептов на получение изделий медицинского назначения, возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шумратова М.В. 6 марта 2019 г. обратилась в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клинико-диагностический центр» (далее также — КГБУЗ «Клинико-диагностический центр», учреждение здравоохранения), Министерству здравоохранения Хабаровского края о признании незаконными отказов в выдаче рецептов на получение изделий медицинского назначения, возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Шумратова М.В. указала, что состоит на учёте в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» по заболеванию эндокринной системы …). По программе государственных гарантий в рамках оказания государственной социальной помощи Шумратова М.В. получала лекарственные препараты (инсулин) и медицинские изделия к ним (иглы одноразовые, тест-полоски).
19 марта 2018 г. врачебной комиссией КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» было принято решение об установлении Шумратовой М.В. инсулиновой помпы по жизненным показаниям. По направлению КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» в июне 2018 г. ей бесплатно была оказана специализированная высокотехнологичная медицинская помощь — установлена инсулиновая помпа. К инсулиновой помпе необходимы расходные материалы (инфузионные наборы и резервуары), тестполоски. Расходными материалами к инсулиновой помпе с момента её установки Шумратова М.В. не обеспечивалась, выдача тест-полосок КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» Шумратовой М.В. также была прекращена.
31 января 2019 г. Шумратова М.В. обратилась в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» и Министерство здравоохранения Хабаровского края с заявлением об обеспечении её рецептами на тест-полоски и средства диагностики — медицинские изделия: инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе. После указанного обращения Шумратовой М.В. были выданы рецепты на получение тест-полосок, однако в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе (инфузионными наборами и резервуарами к инсулиновой помпе) ей было отказано с указанием на то, что эти изделия медицинского назначения не входят в перечни медицинских изделий, предоставляемых пациентам бесплатно.
Отказ в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе Шумратова М.В. считает незаконным, нарушающим её право на охрану здоровья, поскольку использование инсулиновой помпы без расходных материалов невозможно, она вынуждена самостоятельно приобретать необходимые ей по состоянию здоровья медицинские изделия, стоимость которых является для неё существенной.
Ссылаясь на статью 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Шумратова М.В. с учётом заявления об уточнении исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконными отказы КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» и Министерства здравоохранения Хабаровского края в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе и выдаче рецептов на их получение, возложить на КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» обязанность обеспечить своевременное оформление ей рецептов на получение расходных материалов к инсулиновой помпе, обязать Министерство здравоохранения Хабаровского края обеспечить её расходными материалами к инсулиновой помпе, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Представитель КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» Пашкевич А.А. и представитель Министерства здравоохранения Хабаровского края Решетникова И.С. в суде иск не признали.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 11 апреля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Шумратовой М.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 июля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Шумратовой М.В. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 17 декабря 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 20 апреля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела стороны спора. Истец Шумратова М.В. направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Представители краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клинико-диагностический центр» и Министерства здравоохранения Хабаровского края сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 390 11, частью 4 статьи 39012 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на неё Министерства здравоохранения Хабаровского края и краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клинико-диагностический центр», Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 октября 2017 г. Шумратовой М.В. был установлен диагноз: … (LADA) типа. С данным диагнозом Шумратова М.В. состоит на учёте в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр», ей бесплатно предоставлялись инсулин для подкожного введения, тест-полоски для ежедневного измерения уровня сахара в крови.
По результатам осмотра Шумратовой М.В. 15 января 2018 г. врачом- эндокринологом с учётом молодого возраста Шумратовой М.В., колебания уровня гликемии до гипогликемии ей рекомендована установка инсулиновой помпы с суточным мониторингом глюкозы.
Заключением врачебной комиссии КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» от 19 марта 2018 г. N 26 Шумратовой М.В. показано терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии, вид финансирования — обязательное медицинское страхование.
Заключением врачебной комиссии КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» от 6 июня 2018 г. N 19 признана нуждаемость Шумратовой М.В. в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии, и выдано направление на госпитализацию в федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» (г. Иркутск), отделение эндокринологии для оказания высокотехнологичной медицинской помощи: терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии.
Согласно письму федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» (г. Иркутск) от 3 апреля 2019 г. Шумратовой М.В. в период с 18 по 28 июня 2018 г. была оказана высокотехнологичная медицинская помощь, установлена инсулиновая помпа и выданы первоначальный стартовый комплект расходных материалов к инсулиновой помпе.
31 января 2019 г. Шумратова М.В. обратилась в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» и Министерство здравоохранения Хабаровского края с заявлением об обеспечении её ежемесячными рецептами на бесплатное получение тест-полосок в количестве 120 штук в месяц для глюкометра и расходного материала для инсулиновой помпы в количестве 10 штук в месяц.
На указанное обращение КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» Шумратовой М.В. дан ответ, в котором ей было разъяснено, что она является региональным льготником и получает бесплатную медицинскую помощь на территории Хабаровского края на основании постановления Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2018 г. N 500-пр «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе не входят в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение N 7 к названному постановлению Правительства Хабаровского края), в связи с чем обеспечение Шумратовой М.В. вышеназванными медицинскими изделиями бесплатно не представляется возможным.
Аналогичное разъяснение дано Шумратовой М.В. Министерством здравоохранения Хабаровского края, содержащееся в письме от 13 февраля 2019 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Шумратовой М.В. о признании незаконным отказов в выдаче рецептов на получение изделий медицинского назначения, возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, суд первой инстанции сослался на статьи 1, 3, 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статью 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, статью 1 Закона Хабаровского края от 29 декабря 2004 г. N 233 «О бесплатном обеспечении лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания», постановление Правительства Хабаровского края от 29 июня 2005 г. N 40-пр «Об утверждении Перечня заболеваний, при лечении которых в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей отпускаются по рецептам врача (фельдшера) за счёт средств краевого бюджета» и исходил из того, что Шумратова М.В. в связи с имеющимся у неё заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов для медицинского применения (за счёт средств краевого бюджета), медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врача (фельдшера) согласно утверждённому названным постановлением Правительства Хабаровского края Перечню. Поскольку расходные материалы к инсулиновым помпам к числу изделий медицинского назначения, предоставляемых бесплатно, в данном перечне не поименованы, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для возложения на КГБУЗ «Клинико-диагностический центр», Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанности предоставить Шумратовой М.В. расходные материалы к инсулиновой помпе.
Суд первой инстанции также не нашёл правовых оснований для удовлетворения требований Шумратовой М.В. о компенсации морального вреда, указав на то, что нарушений её прав действиями ответчиков не выявлено.
К аналогичным выводам пришёл и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьёй 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путём фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включён в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 — Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также — Программа).
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведённым выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Хабаровского края постановлением Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2017 г. N 545-пр была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, действовавшая в период оказания Шумратовой М.В. высокотехнологичной медицинской помощи по имплантации ей инсулиновой помпы с 18 по 28 июня 2018 г. (далее также — Территориальная программа Хабаровского края).
Названная программа предусматривает в том числе предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи (абзацы первый и четвёртый раздела 4 «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» Территориальной программы Хабаровского края).
Источниками финансового обеспечения Территориальной программы Хабаровского края являются средства краевого бюджета и средства обязательного медицинского страхования. За счёт средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам помимо прочего оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включённая в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (абзацы первый, второй и третий раздела 6 Территориальной программы Хабаровского края).
Сходные положения о предоставлении гражданам бесплатной медицинской помощи закреплены в действовавшей с 31 декабря 2018 г. по 31 декабря 2019 г. Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждённой постановлением Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2018 г. N 500-пр, а также в действующей с 1 января 2020 г. Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённой постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2019 г. N 589-пр.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также — Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьёй 6 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определён исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В период оказания Шумратовой М.В. высокотехнологичной медицинской помощи в виде имплантации ей инсулиновой помпы с 18 по 28 июня 2018 г. названная помпа включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. N 2229-р (утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р).
Расходные материалы к инсулиновой помпе — инфузионные наборы, резервуары — в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. N 2229-р, не были включены.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе — инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Шумратова М.В. к числу лиц, указанных в статье 6 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не относится.
Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства Хабаровского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии — инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение её по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счёт соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Однако в настоящем деле судебные инстанции приведённые нормы материального права в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе (инфузионные наборы и резервуары) не относятся к числу изделий медицинского назначения, которые должны быть предоставлены Шумратовой М.В. бесплатно. Этот вывод судебных инстанций сделан вопреки положениям части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что нуждаемость Шумратовой М.В. в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы) по медицинским показаниям подтверждена заключениями врачебной комиссии КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» от 19 марта 2018 г. и от 6 июня 2018 г.
Согласно объяснениям представителя ответчика КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» в судебном заседании суда первой инстанции 11 апреля 2019 г. в отсутствие расходных материалов — инфузионного набора к инсулиновой помпе и резервуара к инсулиновой помпе — инсулиновая помпа работать не может.
Шумратовой М.В. в исковом заявлении и апелляционной жалобе также приводились доводы о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе являются её составной частью, использование инсулиновой помпы без этих материалов невозможно. До установки ей по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии инсулиновой помпы она обеспечивалась всеми лекарственными средствами для лечения диабета, а также медицинскими изделиями для введения этих лекарственных средств (инсулиновыми шприцами, иглами к ним) бесплатно.
Приведённым обстоятельствам, вследствие неправильного применения судебными инстанциями норм материального права, регулирующих вопросы бесплатного оказания медицинской помощи, включая обеспечение медицинскими изделиями и расходными материалами к ним, лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в данном случае заболеванием «сахарный диабет», правовой оценки не дано.
Судебными инстанциями также оставлены без внимания доводы Шумратовой М.В. о том, что отказ в обеспечении её как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием «сахарный диабет», за счёт соответствующих бюджетных средств расходными материалами (инфузионными наборами и резервуарами) к установленной ей по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям инсулиновой помпе фактически лишает её права на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
С учётом изложенного вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для обеспечения Шумратовой М.В. необходимыми ей медицинскими изделиями (расходными материалами к инсулиновой помпе) нельзя признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Указывая на то, что ответчиками не допущено нарушений прав Шумратовой М.В., судебные инстанции не приняли во внимание, что согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Хабаровского края, утверждённого постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июля 2007 г. N 149-пр, Министерство здравоохранения Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере здравоохранения края и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этой сфере других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Подпунктом 12 пункта 7 названного положения предусмотрено, что Министерство здравоохранения Хабаровского края организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству, то есть из данной нормы следует, что к компетенции Министерства здравоохранения Хабаровского края отнесена в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями.
Однако при разрешении настоящего спора вопрос об исполнении Министерством здравоохранения Хабаровского края названной обязанности применительно к организации обеспечения Шумратовой М.В. необходимыми ей медицинскими изделиями (инфузионным набором и резервуаром к инсулиновой помпе, без которых её использование невозможно) предметом рассмотрения судебных инстанций в нарушение части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлся, вследствие чего суждение судебных инстанций о том, что ответчиками не было допущено нарушения прав Шумратовой М.В. на бесплатное обеспечение необходимыми ей медицинскими изделиями, нельзя признать правомерным.
Вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения на КГБУЗ «Клинико-диагностический центр», Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанности предоставить Шумратовой М.В. расходные материалы к инсулиновой помпе, поскольку такие расходные материалы не поименованы в Перечне заболеваний, при лечении которых в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей отпускаются по рецептам врача (фельдшера) за счёт средств краевого бюджета, утверждённом постановлением Правительства Хабаровского края от 29 июня 2005 г. N 40-пр, сделан без учёта взаимосвязанных положений федерального законодательства и регионального законодательства Хабаровского края о бесплатном оказании медицинской помощи (включая обеспечение медицинскими изделиями) гражданам, страдающим таким социально значимым заболеванием, как «сахарный диабет», и признанным нуждающимися по жизненным показаниям в соответствии с решением врачебной комиссии в оказании высокотехнологичной медицинской помощи — установке инсулиновой помпы, функционирование которой без расходных материалов к ней невозможно. По этой причине данный вывод не может быть признан соответствующим закону.
При таких обстоятельствах решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 11 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной колеи по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 июля 2019 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 11 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной колеи по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 июля 2019 г. по делу N 2-1030/2019 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в ином составе суда.