Главная » Торговля » Возврат товаров » Оформляем возврат по покупке в розницу
13.10.2017

Оформляем возврат по покупке в розницу

Изредка, но, все же, случаются ситуации, когда покупатель желает воспользоваться своим законным правом на возврат товара. Понятное дело, продавцам это не нравится, но и уклониться не получится, если:

 

  • Покупатель обнаружил, что ему продали товар ненадлежащего качества. В таком случае, возвратить его продавцу можно в любое время, вплоть до окончания срока гарантии, если он был установлен в соответствующих гарантийных документах (если не установлен, действует общее правило – 2 года с момента покупки). Технически сложная продукция должна быть возвращена продавцу в течение 15-ти дней с дня осуществления покупки.

 

  • Покупатель недоволен потребительскими свойствами товара. Чтобы вернуть товар по такой причине, нужно вложиться в 14-ть дней с момента покупки (день приобретения не учитывается), а также уточнить, не входит ли товар в специальный перечень. Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998 года установило точный список товаров, осуществить возврат которых невозможно.

К слову, некоторые бизнесмены целенаправленно увеличивают 14-дневный срок на возврат товара на месяц и даже больше, тем самым осуществляя продуманную маркетинговую политику.

 

Правила оформления возврата товара

Субъекты хозяйствования должны уметь корректно оформлять возврат товара, иначе можно попасть на штраф от контролирующих органов, в частности – налоговая инспекция за нарушения порядка штрафует индивидуальных предпринимателей на сумму от 4000 до 5000 рублей, юрлиц – от 40000 до 50000 рублей.

 

Чтобы разобраться во всех тонкостях оформления возврата товара, возьмем, к примеру, магазин, занимающийся продажей бытовой техники. Утром покупатель купил ноутбук, а к вечеру вернулся в магазин, чтобы вернуть его обратно, ибо гаджет не подошел ему по техническим характеристикам. Вариант с обменом он не рассматривает, а просит вернуть деньги за покупку.

 

Как в таком случае действует персонал магазина?

  • продавец обязан проверить целостность упаковки и самого ноутбука, его внешний вид и сохранность;
  • если все в порядке – нужно запросить у покупателя оригинал кассового чека, подтверждающего покупку данной модели в указанном магазине и передать его на проверку заведующему магазином;
  • заведующий дает отмашку «на возврат» и отдает товарный чек кассиру;
  • кассир отдает причитающуюся сумму покупателю, а на чеке проставляет отметку о погашении;
  • по окончании смены кассир должен составить акт о возврате по форме КМ-3, где указать все чеки, по которым в этом день осуществлялся возврат. К нему прикладывают оригиналы таких чеков. Акт подписывается заведующим, старшим кассиром и кассиром. Суммы, возвращенные покупателям, должны быть отображены в 15-й графе журнала кассира (форма КМ-4);
  • чтобы документально отобразить процесс возврата товара, необходимо заполнить две товарные накладные – для покупателя и для продавца.

 

Мы рассмотрели ситуацию, когда покупатель обращался за возвратом в день покупки. Если же он решил вернуть товар на следующий день или в пределах допустимого 14-дневного срока, возврат может быть оформлен только на основании соответствующего заявления от покупателя с просьбой о возврате оплаты. Подается оно письменно, но в свободной форме.

Заявление рассматривается заведующим магазина, по резолюции которого деньги должны быть возвращены покупателю. Однако, возврат осуществляется не из операционной кассы, а из главной кассы магазина, причем, в этих целях должен быть составлен расходно-кассовый ордер.

 

Итак, мы изучили общий порядок оформления возврата от покупателя. Стоит учитывать, что не всегда этот процесс проходит гладко, встречаются и определенные нюансы.

Рассмотрим несколько ситуаций:

 

  • Покупатель потерял кассовый чек, подтверждающий покупку в магазине

Сразу скажем – это не может быть причиной для отказа в рассмотрении обращения покупателя. Последний имеет полное право предоставить гарантийный талон на технику с печатью магазина и подписью его уполномоченного сотрудника, или же предъявить ценник, и, на крайний случай – собрать свидетелей осуществления покупки.

 

  • Покупатель оплачивал покупку банковской картой

В таком случае нужно затребовать от него паспорт, товарный чек, а также пластиковую карту, с помощью которой происходила оплата за товар:

  • возврат оформляется день-в-день – для этого необходимо отменить операцию оплаты с кредитки, а также аннулировать сумму продажи в кассе (в журнале её не будет, т.к. оплата совершалась по безналу);
  • возврат на следующий день и позже – нужно потребовать письменное заявление от покупателя на возврат денежных средств. Далее – магазин обязан заполнить соответствующие документы и направить их в банк, который занимается обслуживанием денежных карт. После рассмотрения документов банк перечисляет деньги покупателю обратно на карту.

 

Как учитывать возврат товаров?

Для предприятий (ИП) на ОСНО: производится вычет сумм по возвращенному товару, сумма выручки и себестоимость продаж уменьшается на сумму возврата, а также происходит вычет НДС, начисленного во время покупки.

 

Для бизнесменов на «УСН» по базе налогообложения «доходы»: нужно лишь откорректировать выручку за отчетный период на сумму возврата.

 

Для субъектов хозяйствования, работающих на «УСН» по базе «доходы за вычетом расходов»: необходимо уменьшить расходы на сумму себестоимости товара, по которому был произведен возврат, оформив соответствующие записи в КУДиР.

 

Интернет-бухгалтерия «Энтерфин» помогает своим клиентам во множестве вопросов, в том числе, и в оформлении возврата товаров. В частности, все зарегистрированные пользователи могут найти бланки документов на возврат в разделе «ДОКИ», а также основные примеры по их корректному заполнению.