Главная » Бухгалтерская отчетность » О применении единого налога на вмененный доход
23.02.2020

О применении единого налога на вмененный доход

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

 

от 2 октября 2019 года № ММВ-17-3/245

 

О применении единого налога на вмененный доход

Федеральная налоговая служба в соответствии с письмом <…> рассмотрела обращение уполномоченного при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей О.В.Гореловой по вопросу сохранения специального режима налогообложения в виде единого налога на вменный доход и. направляет информацию о практике применения указанной системы налогообложения и возможности применения иных режимов налогообложения как альтернативных для субъектов малого и среднего предпринимательства.

М.В. Мишустин

Приложение
к письму ФНС России
от 2 октября 2019 года № ММВ-17-3/245

 

В отношении применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

В соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) прекращает свое действие на всей территории Российской Федерации с 1 января 2021 года.

Налогоплательщики ЕНВД при исчислении налога руководствуются не фактическими результатами деятельности, а размером вмененного дохода, который установлен налоговым законодательством.

При этом указанный режим налогообложения не содержит ограничений по размеру выручки, только по численности работников (100 человек), что фактически позволяет его применять как небольшим компаниям, так и налогоплательщикам, имеющим высокие и сверхвысокие доходы с минимальной налоговой нагрузкой.

Данный режим налогообложения применяется в сферах деятельности, где расчеты с покупателями производятся преимущественно в наличной денежной форме (розничная торговля, бытовые услуги, частный извоз и т.п.), где сумму полученного фактического дохода ранее было невозможно эффективно проконтролировать.

С 1 июля 2019 года налогоплательщики ЕНВД, имеющие наемных работников, обязаны применять контрольно — кассовую технику (далее — ККТ), что позволит осуществлять контроль за полученными плательщиками доходами.

Так при анализе налоговой нагрузки плательщиков ЕНВД исходя из полученной ими выручки по данным ККТ было выявлено, что реальная ставка уплачиваемого в бюджет налога относительно выручки ККТ составляет только 0,81 процента.

Кроме того, установлено, что средняя величина вмененного дохода плательщика ЕНВД составляет 450 тыс. рублей в год, при этом средняя выручка по данным онлайн ККТ 1 млн. рублей в месяц (12,3 млн рублей за год), т.е. в 27 раз больше среднего вмененного дохода.

Также в результате введения маркировки товаров средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками, были выявлены схемы ухода от налогообложения с участием налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.

Основной доход с наценкой до 5 000% (реальная розничная стоимость товара) аккумулировался у налогоплательщика, применяющего ЕНВД, и, соответственно, не облагался налогом.

Таким образом, в условиях внедрения новых инструментов контроля за выручкой указанный специальный налоговый режим теряет свою актуальность в качестве альтернативы налогообложения неконтролируемых доходов малого бизнеса и все больше используется для минимизации налоговой нагрузки сверхдоходных предприятий и получению конкурентных преимуществ.

В настоящее время ЕНВД- второй по популярности среди налогоплательщиков спецрежим после упрощенной системы налогообложения (далее — УСН). Количество налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, стабильно находится в пределах 2 млн. организаций и индивидуальных предпринимателей и составляет чуть более трети от общего количества налогоплательщиков, применявших специальные налоговые режимы в 2018 году.

При этом доходы и сумма уплаченного налога за последние пять лет росли ниже инфляции, зачастую имея разнонаправленную динамику.

В результате общий объем поступления по ЕНВД относительно общего объема налоговых доходов субъектов Российской Федерации незначителен — 0,7%.

Для сравнения доля поступления по УСН относительно общего объема налоговых доходов субъектов Российской Федерации в 6 раз больше: 4,5% в 2018 году при сопоставимом количестве получающих реальные доходы налогоплательщиков (2,2 млн. организаций и индивидуальных предпринимателей).

Это говорит о том, что конструкция ЕНВД способствует генерированию ненаблюдаемых доходов и уплате налоговых обязательств на существенно более низком уровне, чем фактическое развитие бизнеса, что не способствует выстраиванию прозрачной бизнес-среды с равными конкурентными условиями.

Стоит отметить, что организации и индивидуальные предприниматели после отмены применения ЕНВД вправе перейти на применение УСН и патентной системы налогообложения (далее — ПСН) при применении которых налогоплательщики освобождены от уплаты ряда налогов, таких как: налог на прибыль организаций (налог на доходы физических лиц), налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций (физических лиц), за исключением отдельных объектов имущества.

Согласно пункту 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) доходы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут указанные доходы передать полностью или частично в соответствующие местные бюджеты (пункт 5 статьи 56 БК РФ).

Суммы налога, взимаемого в связи с применением ПСН, по нормативу 100% зачисляется в бюджеты муниципальных районов и городских округов (пункт 2 статьи 61.1 БК РФ).

В целях обеспечения занятости населения в конкретной местности положениями главы 26.5«Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность законодательным органам субъекта Российской Федерации дифференцировать территорию субъекта Российской Федерации по территориям действия патентов по муниципальным образованиям в целях установления размеров потенциально возможного к получению годового дохода. Практически все субъекты Российской Федерации пользуются этим правом.

И здесь любые желания муниципалитетов могут быть удовлетворены за счет налаживания тесного взаимоотношения между муниципальными и региональными органами власти.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, наиболее благоприятным режимом может являться переход на применение налога на профессиональный доход в случае принятия решения введения его на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Кроме того, отказ от применения ЕНВД соответствует международным подходам. Стоит отметить, что в большинстве ведущих стран мира налоги на вмененный доход не применяются, еще в ряде стран подобные налоги в последние несколько лет упразднены или будут упразднены в ближайшее время, при этом аналоги такого налога существуют, в том числе, в странах, являющихся низконалоговыми юрисдикциями.