Главная » Правовая база » Разъясняющие письма » Об НДФЛ с доходов от размещения доверительным управляющим денежных средств физлиц на банковские вклады. (Письмо Минфина России от 20.06.2016 N 03-04-06/35802)
23.11.2020

Об НДФЛ с доходов от размещения доверительным управляющим денежных средств физлиц на банковские вклады. (Письмо Минфина России от 20.06.2016 N 03-04-06/35802)

Вопрос: В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 226.1 НК РФ налоговым агентом является доверительный управляющий, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами на основании договора доверительного управления.
Когда физическое лицо заключает договор доверительного управления имуществом с лицом, имеющим лицензию на доверительное управление ценными бумагами, источником выплаты дохода по имуществу, находящемуся в доверительном управлении, выступает управляющая компания (далее — УК). Следовательно, УК исполняет функции налогового агента для физических лиц, с которыми у нее заключен договор доверительного управления.
Действующее налоговое законодательство не содержит нормы, устанавливающие отдельный порядок определения доходов (расходов) физических лиц по договору доверительного управления имуществом (за исключением специальных норм по операциям доверительного управления ценными бумагами, установленным ст. 214.1 НК РФ), и не рассматривает доход от доверительного управления в качестве отдельного вида дохода физических лиц.
В соответствии со ст. 210 НК РФ в целях исчисления налога на доходы физических лиц налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Исчисление сумм налога производится налоговым агентом, в том числе на основании требований ст. 226.1 и п. 2 ст. 224 НК РФ, которые содержат требования к порядку применения иных налоговых ставок.
В частности, в рамках договора доверительного управления от лица клиента — физического лица УК может размещать переданные в доверительное управление денежные средства на депозиты в российских банках. Доходы по депозитам в виде процентов, полученные УК от банков, далее выплачиваются им в пользу клиентов.
В соответствии с Письмами Минфина России от 12.02.2009 N 03-04-06-01/28 и от 12.11.2009 N 03-04-06-01/285 сумма дохода, полученная в виде процентов по депозиту в рамках договора доверительного управления, не входит в расчет налоговой базы клиента и не подлежит налогообложению со стороны УК.
В соответствии с Письмами Минфина России от 25.06.2015 N 03-04-06/36705 и от 09.10.2015 N 03-04-06/57967 сумма дохода, полученная в виде процентов по депозиту в рамках договора доверительного управления, входит в расчет налоговой базы клиента и подлежит налогообложению УК по ставке 13%.
Может ли доверительный управляющий при выплате физическим лицам процентного дохода по депозитам, размещенным в рамках договора доверительного управления от лица своих клиентов, применять положения ст. 214.2 НК РФ или такие выплаты облагаются НДФЛ по ставке 13% в общем порядке?
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 20 июня 2016 г. N 03-04-06/35802
 
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо АО по вопросу налогообложения доходов физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Как указывается в письме, Управляющая компания в рамках договора по доверительному управлению размещает денежные средства своих клиентов — физических лиц на банковский вклад.
Статья 214.2 Кодекса устанавливает особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая, что он действует в качестве такого управляющего.
Из изложенного следует, что договоры вклада заключают не физические лица — учредители доверительного управления, а Управляющая компания от своего имени, хотя и за счет денежных средств доверителей.
На указанные вклады доверительного управляющего в коммерческих банках не распространяется регулирование, действующее в отношении вкладов физических лиц в коммерческих банках, в том числе такие вклады не входят в систему страхования вкладов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации физические лица получают не процентный доход по вкладам в коммерческом банке, налогообложение которого производится в соответствии со статьей 214.2 Кодекса, а доход от доверительного управления от Управляющей компании, облагаемый с применением налоговой ставки 13 процентов.
При этом Управляющая компания, в соответствии с положениями статьи 226 Кодекса, при выплате физическим лицам доходов от доверительного управления признается налоговым агентом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса (13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Особенностей определения налоговой базы в отношении доходов от доверительного управления, не относящихся к доходам от доверительного управления ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также налоговых вычетов в отношении таких доходов главой 23 Кодекса не установлено.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
 
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
20.06.2016